Иван Васильевич [1887—] — современный писатель. Р. в Кронштадте, в семье флотского фельдфебеля; детство провел в деревне; здесь же получил и первоначальное образование; позднее — служил на железной дороге телеграфистом и др.; пять лет [1903—1908] — в вологодской большевистской организации; продолжал образование в провинции и столицах — курсы и Петербургский университет (историко-филологический факультет); после Октябрьской революции — работал библиотекарем, заведующим школой, лектором по истории искусства, техническим редактором и т. д. В 1915—1916 в провинциальных газетах появляются его первые мелкие рассказы. В 1925 напечатана повесть «Сиверко»; вслед за ней писатель опубликовывает крупное произведение — художественную хронику (автором названную «романом») первого десятилетия нашего века — «Колокола». Эти две вещи сразу выдвинули Е. как заметную писательскую фигуру «попутнического» сектора современной лит-ры. «Колокола» завоевали большую популярность в читательских кругах, показав в Е. даровитого писателя-реалиста. Автор выказал себя знатоком тех социальных групп (в том числе рабочий класс кануна 900-х гг. и ближайших последующих лет) и общественных событий, к-рые он взял в качестве объекта изображения. Успех «Колоколов» обусловлен потребностью общества в художественном отображении пройденных этапов революционного движения в России. «Колокола» в известной мере этот существенный пробел и восполнили. В хронике Е. развернуто бытие различных общественных групп: буржуазии, крестьянства, рабочих, социал-демократической интеллигенции, реакционной интеллигенции, мещанства и др. «Колокола» богаты сценами, событиями и ситуациями. Деревня, усадьба, городская окраина, быт рабочей слободы, фабрики, рабочие кружки и сходки, нелегальные типографии с их техникой революционного подполья, организации, забастовки и, наконец, 1905, с баррикадами, жертвами, подавлением революции, с «куцой» конституцией — все это нашло в «Колоколах» свое яркое отображение. Однако в дальнейшем пути Е. обозначился резкий поворот: роман «Чистые пруды» — вещь типичная для так наз. «легкой литературы» со всеми характерными для обывательского «чтива» устоявшимися традиционными аксессуарами. Большой роман «Заозерье» также не представляет достижения
10 Е., хотя внешне и обнаруживает возросшее художественное мастерство писателя. Смысл последнего этапа, переживаемого Е. — в спокойном, «созерцательном» и возможно более объективном бытописании социально отжившего, отошедшего: Е. интересует преимущественно дореволюционное дворянство и купечество. Библиография: I. Кроме упомянутого: У Трифона на корешках, Рассказы, изд. «Пролетарий», Харьков, 1927; Овраги, Рассказы, изд. Моск. т-ва писат., М., 1927; Чистые пруды, Роман, изд. «Пролетарий», Харьков, 1927; Собр. сочин., изд. «ЗИФ» (т. I — Зеленые горы, повести и рассказы, М., 1928, тт. II и III — Заозерье, Роман, кн. 1 и 2, чч. 1—4, М., 1928). — Автобиографические сведения см. в сб. Лидина В., «Писатели», изд. 2-е, М., 1928. II. Отзывы о романе «Колокола»: Смирнов Н., «Новый мир», 1926, XII; Лежнев А., «Печать и революция», 1926, VIII; Селивановский А., «Молодая гвардия», 1927, I; Бек А., И. Евдокимов (Беглые заметки), «На литературном посту», 1927, IX; Майзель М., «Звезда», 1927, IX (отз. об «Оврагах»); Его же, «Звезда», 1927, VII; Анибал Б., «Новый мир», 1927, VII; Лежнев А., «Печать и революция», 1927, V (отз. о рассказах «У Трифона на корешках»); Николаев Я., «На лит-ом посту», 1927, XXI; Алгасов П., «Печать и революция», 1928, III; Анибал Б., «Новый мир», 1928, I (отз. о «Чистых прудах»). III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1927. И. Нович