Значение слова ДИНЕЗОН в Литературной энциклопедии

ДИНЕЗОН

Яков [1856—1919] — создатель сентиментального дидактического романа в еврейской литературе. Начав свою деятельность в эпоху расцвета еврейского демократического просвещенства, Динезон в своих художественных произведениях и довольно многочисленных публицистических статьях отстаивал идеи этого движения, вел активную борьбу против гебраистов за еврейский язык («идиш»). Его романы и рассказы проникнуты наивной верой в торжество добра и справедливости. Тема его произведений — острая напряженная борьба добродетельных и

311 порочных. Несмотря на дидактизм и схематизм, книги Динезона содержат огромный бытовой материал. Его произведения стали излюбленными книгами еврейского массового читателя, начиная с конца 80-х гг. до революции 1905. Социально «униженный и оскорбленный» читатель проливал слезы над судьбой обиженных женщин и сирот, к-рым Д. посвятил свои наиболее популярные произведения. Творчество Д. сыграло огромную роль в преодолении влияния бульварного писателя Шомера (см.) , имевшего в то время исключительный успех. Первое произведение Д. «Beoawoin Owois» (За грехи отцов, 1876, ч. 1), где изображена борьба «просвещенной» молодежи против фанатических родителей, было запрещено цензурой. Остальные произведения: «Haneowim wehaneimim» [1777], «Ewen Negef» [1890], «Herschele» [1891], «Josele» [1899], «Alter» [1903], «Kindersche Neschomes» [1904] и др. Д. перевел на еврейский язык «Еврейскую историю» Гретца, написал ряд компилятивных работ по мировой истории: «Египет», «Вавилония», «Индия», «Китай» и др. Сотрудничал почти во всех наиболее значительных журналах, сборниках. Активный работботник еврейской литературной общественности, Динезон был более тридцати лет бессменным спутником И. Л. Переца (см.) , в жизни и творчестве к-рого он сыграл значительную роль. Библиография : II. Reisen, Lexikon fun der jidischer literatur, B. I, 2 Aufl., Wilno, 1926, SS. 699—710; Litwakow M., In Umru, B. II, M., 1926, SS. 29—33. И. Н.

Литературная энциклопедия.