В ряду тех многочисленных лит-ых и художественных направлений, к-рые появлялись в первой четверти нашего столетия, Д. как особая литературная школа сыграл относительно небольшую роль. Д., декларирующий себя особой школой, появился непосредственно во Франции до войны 1914. Представители школы — поэты Госсе («изобретатель» термина le dynamisme po?tique, 1910), Лебесги — наиболее значительный из них — Анри Гильбо (см.) , глава школы и впоследствии автор многочисленных революционных стихотворений («Краскремль» и др.). Д., как и родственные ему итальянский футуризм и немецкий активизм, вырос на основе быстрого развития крупной индустрии и вообще крупнокапиталистических отношений и отражает понимание действительности передовой мелкобуржуазной интеллигенцией. Д. в своей теории (статьи Госсе и Гильбо) и в практике боролся против сентиментализма, против пассеизма («статичности»), против самодовлеющего романтизма в лит-ре, и в первую очередь в
310 лирике, за динамическую поэзию, отражающую темп и ритм («динамическую сущность») индустриальных городов. Вместо поэтической изысканности была введена в поэзию простота выражений, терминология повседневного и в частности техники. Динамисты пользовались свободным стихом и ритмической прозой как средством, дающим больше возможности выражать «могучий», «мощный» ритм индустриальной и урбанистической жизни. В тематическом отношении первое место у динамистов занимают машины, городские улицы, движение вообще и создающий и регулирующий это движение человек. Через обобщенный и оторванный от социальной конкретности образ этого действующего человека Д. — особенно в поэзии Гильбо — пришел к пролетариату. В первое время пролетариат в динамической поэзии играл роль не класса, а выступал в качестве только городской массы, представляющей для динамистов наиболее яркий поэтический образ «человеческой» динамики. В этот период немаловажную роль сыграло влияние поэзии Верхарна. Впоследствии, когда Гильбо стал сознательным борцом коммунистического движения и свою поэзию посвятил пропаганде идей коммунизма и пролетарской революции, динамизм как особая школа перестал существовать. Библиография : Фриче В. М., Западно-европейская литература XX века, Гиз, 1926. И. М.