возникший в Японии особый жанр драматической ритмованной прозы, предназначенной специально для речитативного пения. Прототипом для Д. послужило искусство бродячих монахов, собиравших подаяние чтением отрывков из самурайских героических хроник. Во второй половине XVI в. выступившая на сцену торговая буржуазия, усвоив и обработав в своем вкусе искусство монахов, создает Д. Вокально-исполнительская техника воспринимается целиком (вскоре вводится в употребление трехструнный «сямисэн»), но зато содержание текстов подвергается основательной редакции. Так напр. чудо-богатырь самурайских хроник, грозный Усивакамару, в Д. выступает в облике влюбленного томного отрока, всецело зависящего от капризов рока. История Д. разделяется на две стадии. В первой дзёрури представляет собой небольшие тексты для речитативного пения. Вторая стадия начинается с конца XVI в., когда Д. было приспособлено для мелодекламационного сопровождения кукольных представлений — любимого зрелища городского демоса. Расцвет Д. как жанра вокального искусства и как жанра драматической прозы относится к первой половине XVIII в. и связан с именами знаменитого певца Такэмото Гидайю, крестьянина из Сэтцу, и писателя Тикамацу (см.) , создавшего цикл Д. на темы из жизни горожан. Военно-дворянское правительство (сёгунат), объявив Д. устами своих идеологов-конфуцианцев — «развратным искусством», в целях борьбы с популярностью Д. среди буржуа предприняло ряд репрессий, напр. лишило некоторых наиболее прославленных певцов права петь (Бунго в 1739), строго ограничило круг сюжетов Д. и т. д. Искусство дзёрури оказало большое влияние на театр «Кабуки», созданный
258 горожанами в противовес придворно-самурайскому театру «Но». ( См. «Кабуки» ). Библиография : Конрад Н., Японская литература в образцах и очерках, т. I, Л., 1927; Aston W. G., A History of Japanese Literature, London, 1907; Florenz K., Dr., Geschichte der japanischen Literatur, Lpz., 1909. Р. К.