Значение слова ДЖАВИД в Литературной энциклопедии

Что такое ДЖАВИД

Гусейн [1889—] — крупный современный поэт Азербайджана. Р. в г. Нахичевани на Араксе, в семье мусульманского ахунда (священника). Начальное образование получил в Персии, у духовного лица; в дальнейшем в качестве купца некоторое время жил в Константинополе, где находился под сильным влиянием турецкого философа и поэта Риза-Тевфик-бея и был его

234 учеником. По возвращении в Азербайджан занимался педагогической и литературной деятельностью. Первые произведения Д. были напечатаны в бакинском журнале «Фиюзат» (см.) под псевдонимом Раси-Задэ. В период своей «философской учобы» в Константинополе Д. печатался в органе панисламистов «Сыратуль Мустаким». Наиболее характерные его произведения написаны после войны — драмы в стихах и в прозе: «Ана» (Мать), «Афет», «Шейх-Санан», «Иблис» (Демон), «Шейда, «Учурум» (Пропасть), «Пейгамбэр» (Пророк), «Топал Теймур» (Тамерлан), «Азер» и «Дели Князь». В тюркской литературе Азербайджана Д. выступает как идеолог крупной буржуазии, отображая в своих произведениях последний этап ее развития. Если Мамед Хади (см.) гл. обр. певец восходящей буржуазии, то Д. — идеолог последних дней буржуазии; это очень ярко сказалось в его мистико-романтическом пафосе и стиле. Первоначально Д. (в драме «Шейх-Санан») находится под влиянием персидского суфизма (мистицизма). Во втором произведении — «Иблис», написанном после империалистической войны, в период расцвета кемалистского движения, намечается уже переход Д. к своеобразному сочетанию рационализма и субъективизма, социального идеализма и мистицизма. В «Иблис» и «Ариф» выявлено идеологическое credo Д., и последующие его драмы являются только дополнением к ним. Драма «Шейда» — апология послереволюционной буржуазии. После апрельского переворота в Азербайджане Д. отвернулся от реальной действительности, в своем творчестве ушел в далекое прошлое, пытался по-своему воспроизвести Магомета с его религиозной революцией и Тамерлана с его кровавыми нашествиями. Эти два события изображены у Д. красочно, а герои — Магомет и Тамерлан — идеализированы. В своих последних произведениях Д. делает явно неудачную попытку приблизиться к советской действительности. Не постигнув смысла революционной эпохи, Д. в современной азербайджанской литературе остается выразителем буржуазной идеологии. Библиография : I. Ана, Гечмишь Гюнляр, Марал, Афет, Шейх-Санан, Иблис, Учурум, Пейгамбэр, Топал-Теймур; Стихи в журн. «Маариф вэ Меденийет», Баку, 1923—1927, в журн. «Шарк Кадыны», Баку, 1925—1928; Эдеби Парчалар, Баку, 1926 и т. д. II. Критические статьи в тех же журналах и в константинопольском журнале «Тюрк-Юрд», 1927; Дан-Юлдузу, Тифлис, 1928; в газете «Коммунист», Баку, 1927—1928. А. Назим

Литературная энциклопедия.