Эжен [Eug?ne Demolder, 1862—1913] — бельгийский беллетрист. Выступил с рядом критических статей в 1889. Первая его книга — сборник критических статей «Impressions d’Art». За ней следует ряд рассказов — «Contes d’Yperdamme» [1891] — и легенд на евангельские темы — «R?cits de Nazareth» [1893] и др. Однако широкую известность Демольдер приобретает своими историческими романами. Один из них — «Изумрудный путь» (La route d’em?raude) — посвящен быту XVII в. (сюжет сосредоточен на художнике Рембрандте). Другой, построенный на легендарности и фантастике («Les Palins de la Reine de Hollande»), переносит действие в Голландию, а третий («Садовник госпожи Помпадур») — во Францию XVIII в.
199 Последние произведения Д. — путевые заметки об Испании («L’Espagne en Auto») и «Ковчег г. Шёню» (L’Arche de monsieur Chenus), в к-ром он показал мастерство своего изысканного стиля. Демольдер принадлежит к группе реалистов молодой литературной Бельгии, заботившихся о чистоте яз. С сюжетной стороны его произведения всегда ясны и четки. Описания декоративны и живописны, краски интенсивны. Д. любит эпитеты, которые у него всегда метки и продуманны. Описательный реализм преобладает у Д. над психологическим. Он идет от живописи к лит-ре. Изучив старых мастеров живописи XVII в., он живописует их красками. Все действующие лица его романов обусловлены обстановкой, порождаются декоративностью фона. Д. особенно чувствовал эпоху и место действия. В своих романах он воспроизводит то изобильную Голландию, картины которой носят, как на полотнах голландских художников, колорит эпохи, то в акварельных тонах изображает, на манер Ватто, усталую роскошь усадьбы королевской фаворитки, то описывает причудливые перипетии жизни голландской королевы. Д. закрывает глаза на действительность. Он уходит в мир легенды, в сказку, но, изображая прошлое своего народа, свидетельствующее о его великих творческих силах, косвенно отражает в своих произведениях национальное возрождение современной ему Бельгии, вызванное развитием капитализма. Идеализируя старую Бельгию, Демольдер бессознательно способствовал возвышению буржуазии как наследницы ее культуры, созданной художниками здоровья и богатства — Тенирсами, ван-Гёльденами, Питером де Гоогом и др. Библиография : II. О Д. на русском яз. ничего нет. Destr?e Jules, Cours sur les ?crivains belges contemporains, Brux., 1896; Verhaeren, Les lettres fran?aises en Belgique, Brux., 1907; Gauchez Maurice, Le livre de Masques belges. ?d. «La soci?t? nouvelle», Р. et Mons, 1909; Ramaekers G., Eug?ne Demolder, 1920; Fontaines Andr?, Quatre prosateurs belges, «Mercure de France», 1901. С. Лопашев