Значение ГОМЕС ДЕ ЛА СЕРНА в Литературной энциклопедии

ГОМЕС ДЕ ЛА СЕРНА

Рамон [Ram?n G?mez de la Serna] — один из оригинальнейших современных испанских новеллистов. Литературную деятельность начал в 1904.

604 Наиболее известные его произведения: «La vida blanca у negra» [1917], «Greguerias» [1920], «Pombo» [1918], «Disparates» [1921], «El doctor inverosimil» [1921], «Cinelandia» [1924], a за последнее время «La mujer de ?mbar», «El ducho del ?tomo» и «El caballero del hongo gris». Испанская критика обычно определяет Г. как писателя ультра-левого. Он резко выделяется на фоне современной испанской лит-ры. Изощренный психологический анализ, соединенный с эксцентричностью повествовательной формы, увлечение модными психо-патологическими теориями, вроде фрейдизма и пр., — вот что характерно для его произведений. Г. — мастер парадокса. Некоторые произведения его представляют собой сплошную и непрерывную цепь парадоксальных высказываний и афористических утверждений, объединенных лишь некоторой видимостью сюжетного построения. Г. пытается нарушить канонизированные жанры прозы, трактуя романы и повести как пестрый свод рассеянных листков лит-ого блокнота. Он вводит в них по существу внелитературные элементы, как напр. диаграммы, схемы и пр., служащие своеобразными возбудителями читательских рефлексов. Некоторые из заглавий книг Г., являющихся сборниками афоризмов и мелких заметок, нарочито подчеркивают эксцентрическую манеру автора, как напр. «Greguerias» (Неразбериха) или «Disparates» (Несуразности). Существеннейшую роль в творчестве Г. играет ирония, по преимуществу ирония ради самой себя, не обращенная на какой-либо определенный объект и не ставящая перед собой каких-либо целей, что стоит в связи с общим миросозерцанием автора. Г. зачастую совершенно сознательно и намеренно отказывается от какой-либо определенной и четкой идеологической установки. За его парадоксами скрывается деклассированный интеллигент-индивидуалист; их можно было бы назвать аналитическим всеотражением, корни к-рого гнездятся в психологии рафинированного сноба и лит-ого дэнди. Для Г. мир является пестрым калейдоскопом узоров, расцвеченных пятен и масок. Умонастроение Г. приводит его порой к обостренному скептическому восприятию современности, и тогда его ирония принимает общественный характер. В этом отношении заслуживает внимания роман «Cinelandia» (русский перев. В. Рахманова, «Киноландия», Гиз, Л., 1927), к-рый является одновременно памфлетом на буржуазное искусство и современную кинематографию и сатирическим изображением капиталистического общества с его хищнической моралью, цинизмом, дикой борьбой за существование и пр. Ироническое отношение к некоторым метафизическим и схоластическим элементам в современной науке буржуазной Европы подсказало Г. ряд интересных страниц в его «El doctor inverosimil» (русск. перев. Б. Кржевского, «Необыкновенный доктор», Гиз, Л., 1927), посвященных

605 тонкому психологическому анализу различных моментов врачебной практики. Библиография: I. El trando en fuego, 1904; Morbideces, 1907; El drama del palacio deshabitado, 1909; El laberinto, 1910; El libro mudo, secretos, 1911; Ex voto, 1912; El lunatico, 1912; Tapices, 1913; El rastro, 1915; El circo, 1917; Greguerias, 1920; Teatro, 2 tt., 1920; Pombo, II, 1921; Los muertos y las muertas, 1921; La tormenta, 1922; Parodia de la Divina Comedia, 1923; El incongruente, 1923. II. Barr H., Notizen zur neueren spanischen Literatur, Berlin, 1926; Petriconi H., Die spanische Literatur der Gegenwart, Wiesbaden, 1926. К. Д.

Литературная энциклопедия.