Андреас [Andreas Gryphius, 1616—1664) — крупнейший немецкий драматург эпохи Барокко (см.). Был домашним учителем, с 1650 — синдиком княжества Глогау. Основной психоидеологический комплекс его творчества — устремленность к потустороннему, страх жизни. Дух поэта пребывает в постоянном смятении — «...я не прожил без боязливого чувства ни одного дня» (сонет «Der Welt Wollust»). Здешний мир — бренен — «...вмиг рассеется мир и его великолепие» («Katharina von Georgien»). В основе всего земного лежат горе и ужас — «...где наслаждения, — там ужас, где радость, — там стенания» (сонет «Der Welt Wollust»). Герои трагедий Грифиуса порываются к нездешнему, к богу, радостно приемлют смерть (Екатерина Грузинская, Карл Стюарт, Карденио и Целинда), презирают красоту, богатство, наслаждения. Творчеству Г. чужды гедонистические настроения, столь типичные для произведений баро?чных поэтов дворянства. Ему свойственен эпический пафос, он отрицательно относится к гипертрофированной орнаментике, ко всему вычурному, чрезмерно пышному, в этом сказывается его буржуазная природа, в минимальной степени подвергшаяся аристократизации. Из немецких драматургов эпохи Барокко лишь Г. ввел в трагедию представителей «третьего сословия» (трагедия «Cardenio und Celinde»). Эта пьеса справедливо считается предшественницей «Мисс Сарры Сампсон» Лессинга. Характерно и ее возрождение в драматическом творчестве «Молодой Германии» (Иммерман, «Карденио и Целинда»). Как и другие писатели Барокко, Г. склонен пользоваться антитезой. Его сопоставления контрастны: буря — увеселительный сад, кладбище — ночь любви, красота — могила, богатство — руины. Учители Грифиуса — Сенека и Вондель. Г. написаны: трагедии — «Лев Армянин» (Leo Armenius, 1650), «Екатерина Грузинская» (Katharina von Georgien, 1657), «Карденио и Целинда» (Cardenio und Celinde), «Карл Стюарт» (Carolus Stuardus), на современный автору сюжет — «Папиниан» (Aemilius Paulus Papinianus, 1659); комедии: «Г-н Петер Сквенц» (Herr Peter Squenz, 1663), «Хоррибиликрибрифакс» (Horribilicribrifax, 1663) — картина нравов немецкого общества по окончании 30-летней войны, «Влюбленная Дорнроза» (Die geliebte Dornrose, 1660), — комедия, написанная на силезском диалекте (Дорнроза — здесь собственное имя). Библиография : I. В «Bibl. des Literarischen Vereins in Stuttgart»: «Lustspiele» [1879]; «Trauerspiele» [1880]; «Lyrische Gedichte» [1885]. Избранные стихотворения: «Das dunkle Schiff», ред. Klabund [1916]. II. Kollewijn R. A., Ueber den Einfluss des Holl?ndischen Dramas auf A. Gryphius, Amersfoort u. Heidelberg, 1880; Wysocki, Gryphius et la trag?die allemande au XVII-e si?cle, P., 1893; Mannheimer V., Die Lyrik des A. Gryphius, 1904; Harring W., A. Gryphius und das Drama der Jesuiten, 1907; Keppler E., A. Gryphius und Shakespeare, 1921; Fleming W., A. Gryphius und die B?hne, Halle, 1921; Schieck W., Studien zur Lebensanschauung des A. Gryphius, 1924; Ermatinger E., A. Gryphius. Ein protestantischer Dichter der Barockzeit (Zeitwende, I Jg.), 1925; Gundolf Fr., A. Gryphius, 1927. Б. Пуришев
Значение слова ГРИФИУС в Литературной энциклопедии
Что такое ГРИФИУС
Литературная энциклопедия. 2012