Значение слова ГОРА в Литературной энциклопедии

ГОРА

Иозеф [Josef Hor?, 1891—] — современный чешский поэт. Первая книга стихов Г. («Basn?») вышла в свет еще до 1914, но подлинное развитие его как поэта началось после войны и революции (книги: «Strom ?ivota» — «Дерево жизни»; «Pracuj?c? den» — «Трудовой день»; «Srdce a v?ava sv?Uta» — «Сердце и суета мира»; «Bou?liv?jaro» — «Мятежная весна»; «Italie z politick? svatyn?» — «Политическая святыня Италии»; «Struny ve v?tru» — «Струны на ветру» и др.). Не примкнув ни к одному из существующих лит-ых течений, Г. продолжает традицию А. Совы, П. Безруча (см.) , Ст. Неймана, углубляя и усиливая социальные мотивы в чешской поэзии. В формальном отношении стихи Г. не дают ничего нового. Для них характерны: простейшие формы стиха, добросовестная отделка строф, поэтический яз., в к-рый введены слова газетного репортажа. По произведениям Г. можно проследить настроения и события, волновавшие чешский пролетариат в последние десятилетия. Поэтому Г. и называют певцом труда, поэтом трудящихся. Гора подчиняет свою прозу революционным заданиям: «Социалистическая надежда» [1922], «Глиняный Вавилон» [1922] (русск. перев. М. Скачкова, с предисловием Б. Шмераля, изд. «Моск. рабочий», М., 1928), «Голодный год» [1927] (русск. перев., М. — Л., 1929) и др. В этих произведениях Гора стремится выявить настоящее лицо и роль в современной Чехо-Словакии промежуточных социальных групп (интеллигенция, служащие, крестьянство), идущих за соц.-дем. и национал-социалистами. Писатель отразил борьбу рабочих с буржуазным государственным аппаратом, разложение верхушки соц.-дем. партии, влияние войны на психику пролетариата и т. п. Творчество Г., состоявшего членом КПЧ, было до сих пор связано с революционной борьбой чехо-словацкого рабочего класса (Г. был редактором лит-ого отдела органа КПЧ «Рудэ право»), но, выходец из соц.-дем. партии, он в конце концов перешел в лагерь ликвидитаров [1929], что конечно не замедлит отразиться на его творчестве. Мих. Скачков

Литературная энциклопедия.