Значение слова ГОДИНЕР в Литературной энциклопедии

ГОДИНЕР

Ш. [1892—] — еврейский писатель. Р. в Минской губернии. С 1913 по 1920 провел в армии, на империалистической и затем гражданской войне на Украине, что и отразилось в его главных произведениях, посвященных империалистической бойне и последующим революционным событиям. Первый свой рассказ «Минуты» напечатал в 1921 в газете «Эмес», затем три его рассказа — «Куклы», «Нагота» и «Ивангород» — появились в журнале «Штром». Произведения эти привлекли внимание новыми художественными приемами. В 1924 вышел первый сборник рассказов Г., а в 1928 появился его роман «Человек с ружьем», укрепивший за Г. особое место в новой еврейской пооктябрьской лит-ре. Творчество Г. выкристаллизовалось в огне революционных событий. Находясь под влиянием еврейского символиста Нистора (см.) , Г. начал с уклона в сторону символического изображения, но расширенная интернациональная тематика не смогла ужиться с нистеровским народно-сказочным стилем, и Г. переходит к бытописательству, сохраняя свое романтическое своеобразие. Основной сюжет Г. — империалистическая война. В рассказах «Кукла», «Ивангород» и др. ненависть к войне носит абстрактно-пацифистский гуманистический характер. Выхода он не видит. Как война из империалистической превращается в революционную — он показал в романе «Человек с ружьем», где описал распад царской армии и зарождение красных частей. Между двумя борющимися силами — группой большевиков и контрреволюционных генералов — поставлена еврейская семья. Война, беженство, еврейские погромы привели к экономической катастрофе эту семью, к трагической гибели одних ее членов, к катастрофе национально-религиозных иллюзий оставшихся в живых. Морально возродится и воссоздаст новую жизнь лишь тот, кто идет за

577 «Человеком с ружьем», за еврейским рабочим-революционером, бывшим солдатом царской армии, который становится одним из пионеров создающейся революционной армии. От темы империалистической и гражданской войн Г. впервые отошел в таких произведениях, как «Еврейский суд», «Московская улица», где он показал себя мастером художественных очерков. Библиография: II. Литваков М., «In Umru», т. II, M., 1926; Ойслендер, «Roite-Welt», № l, 1924; Бронштейн, «Roite-Weit», № 9, 1928.

Литературная энциклопедия.