Перец [Perez Hirschbein, 1880—] — современный еврейский драматург и беллетрист. Р. в Гродненской губ.; сын мельника-арендатора. Детство свое провел в глухой деревне. В юности терпел крайнюю нужду. Дебютировал стихами на древнееврейском языке; на этом же языке написал свои первые две драмы: «Мирьям» [1905], «Далекие и близкие» [1906]. В 1906 опубликовал свою первую драму на еврейском языке и с этого времени стал видным еврейским драматургом. В 1908 им был организован еврейский театр, давший сильный толчок делу художественного обновления еврейской сцены. В театре ставились новые драмы Переца, Аша, Пинского, самого Г. и лучшие пьесы Я. Гордина. — Г. — странствующий писатель; совершил несколько кругосветных путешествий и написал ряд лирических путевых очерков. — Творческий путь Г. — от реализма через символизм к народной драме. В своих пьесах Гиршбейн изображает бедняков, ютящихся в подвалах, ремесленников, носильщиков, тоскующих «по цельности» интеллигентов и с особенной любовью — еврейского сельчанина и еврейскую женщину из народа. В своих первых реалистических произведениях, написанных незадолго до революции 1905, Гиршбейн давал картины жизни еврейской нищеты в слегка импрессионистских тонах, моментами пытался заострять социальный смысл явлений, но не выбился на путь сознательного социального творчества. После революции 1905 Г. под влиянием реакции написал целый ряд мистико-символических пьес: «Одинокие миры», «К широкой дороге», «Могильные цветы», «В темноте», «Сумерки», «Интеллигент» и другие, в которых чувствуется сильное влияние Метерлинка и отчасти Л. Андреева. Основной мотив их — одиночество и смерть. В своей символике Г. не оригинален и является лишь эпигоном европейского символизма. В период реакции он писал также пьесы, в которых пытался воплотить пессимистические настроения растерявшейся еврейской интеллигенции и разработать проблемы еврейской истории. Но в этих, как и в других умеренно-символических произведениях,
541 немало сентиментальной декламации и философического резонерства. Позже Г. порвал с абстрактным символизмом. Написанная им в 1911 пьеса «Пустая корчма» — одно из самых лучших его произведений — знаменует переход к народной драме, а впоследствии — и к комедии; в них он нашел применение своему знанию фольклора, в особенности — деревенского. Гиршбейн один из типичных представителей философически-эстетизирующей еврейской интеллигенции, искавшей после краха революции 1905 спасения от «ужасов мещанства» в народной фаталистической мистике. Но он не замкнулся в эту примитивную мистику а все более расширяет бытовое начало в своих новых драмах и смягчает свой фаталистический трагизм народным юмором. По существу же он остается романтиком «заброшенных уголков». Г. сыграл в еврейской литературе значительную роль как проводник модернистских влияний. Его драматическое творчество — реакция на грубый натурализм Якова Гордина. В 1928 Г. совершил поездку по СССР, специально интересуясь развитием еврейского земледельческого труда в нашей стране, и написал книгу по этому вопросу. Библиография: I. Собр. драм. сочин. в 5 тт., N.-Y.; на русск. яз.: «Одинокие миры», Сб. драматич. произведений, перев. А. Брумберг и Л. Тривуш, под ред. А. Брумберг, СПБ., 1908; Земля, изд. «Всеобщая библиотека», 1910. II. См. «Lexicon» Рейзина, Вильна, 1926. Ш. Гордон