Значение слова ГЕРГЕШЕЙМЕР в Литературной энциклопедии

Что такое ГЕРГЕШЕЙМЕР

Джозеф [Joseph Gergesheimer, 1880—] — современный американский романист. Р. в Филадельфии, в семье шотландских пресвитериан; некоторое время учился в школе у квакеров, а затем недолго пробыл слушателем Художественной академии. После поездки в Венецию начал в 1900 писать, но в течение 14 лет не мог напечатать ни одной строки. С 1914, после выхода в свет романа «The Lay Antony», ежегодно издает романы. Уже в первом произведении Г. наметилась его основная тема — отношения между полами. Герой мелодраматического романа — Энтони — все внимание уделяет сохранению своей невинности, маскируя это желание цинизмом. Встретив на своем пути девушку, он преодолевает ради нее все соблазны, мечтая о полной и совершенной любви. В лучшем своем произведении «The three Black Pennys» («Три поколения», M., 1925), рисующем угасание рода Пенни — некогда

476 преуспевающих фабрикантов — Г. дает «триптих любви» — отношения Гоуэта Пенни к жене одного придворного в середине XVII в., любовь стареющего Джаспера, правнука Гоуэта, и, наконец, любовь внука Джаспера в эпоху, когда металлургические заводы Пенни уже не работают. В романе «Java Head» (Явайский пик, М., 1926) из-за женщины гибнет капитан Эммидон; центральной фигурой романа «Linda Condon» является холодная и пустая девушка, умеющая пробудить в мужчинах страстную любовь; в «Cytherea» («Кукла и женщина», М., 1925) Г. изображает стареющего мужчину, полюбившего в последний раз, а в «Mountain Blood» («Горная кровь», М., 1927) — разрыв Гордона Мэккимона со своей женой ради сельской учительницы, к-рую автор пытается наделить неизъяснимым очарованием. Тематика Г. остается без изменения в других его романах и в двух сборниках новелл. Г. нельзя отказать в умении дать острый психологический портрет женщины (сам Г. считает, что он прекрасно рисует женщин и девушек — «тургеневских» девушек), но очень высокая оценка творчества Г. некоторыми английскими и американскими критиками (например H. Walpole, Llevellyn, Jones) не имеет достаточных оснований. В анализе драматических ситуаций он неглубок и часто неубедителен. Неотъемлемым достоинством Г. следует признать его умение дать «couleur locale». С большим художественным вкусом развернут быт трех эпох в «Three Black Pennys», передан колорит Кубы в «The Bright Shawl» («Яркая шаль», Л., 1926), изображена Виргиния в «Mountain Blood» и старинный порт Салем в «Java Head». Изобразительная манера Г. характеризуется пристрастием его к эстетическому любованию вещным миром. Г. нередко злоупотребляет описанием красок, запахов и т. д. Социальная тематика всегда была чужда Г.; для него характерен поверхностный эстетизм, к-рый и привлекает к нему симпатии американской крупной буржуазии; последняя видит в Г. судью в вопросах эстетической культуры, а в убранстве его виллы — образец вкуса. Любовное описание фешенебельных салонов в романах Г., его многочисленные статьи о жизни финансовой знати подтверждают оценку Г. как излюбленного писателя буржуазии. Библиография: The Lay Antony, 1914; Mountain Blood, 1915 (русск. перев. «Горная кровь», изд. «Пучина», M., 1927); The three Black Pennys, 1917 («Три поколения», Роман, ред. и предисл. А. Арефина, изд. «Пучина», М., 1925); Gold and Iron, 1918 («Золото и железо», Новеллы, М., 1928); Java Head, 1919 (русск. перев. «Явайский пик», Изд. «Пучина», М., 1926); The happy End (новеллы), 1919; Linda Condon, 1919; San Cristobal de la Habana (пут. заметки), 1920; Cytherea, 1922 (русск. перев. «Кукла и женщина», изд. «Пучина», М., 1925; 2-е изд., М., 1927 с прил.: Арефин А., «О творчестве Д. Гергешеймера»); The Bright Shawl, 1922 («Яркая шаль», Роман, изд. «Пучина», Л., 1926); Presbyterian Child, 1923; Balisand, 1924 (русск. перев. «Бэлисенд», изд. «Пучина», М., 1926); From an old house, 1925; La Calentura, 1926; Tampico, 1927 («Тампико», изд. «Пучина», 1928); Quiet Cities, 1929. II. Baldwin Charles С., The men, who make our novels, 1925; Williams B. C., Our short-story writers, 1926. Е. Л.

Литературная энциклопедия.