Фридрих [Friedrich Hebbel, 1813—1863] — немецкий драматург. Сын голштинского каменщика; воспитывался в строгом протестантском духе и вырос, терпя материальные лишения, в народной среде, полной древних сказаний и суеверий; эта среда определила склонность Г. к мистицизму, к к-рому он тяготел в течение всей своей жизни. Психология Г. сложилась в период разрушения ремесленного производства промышленностью. Еще студентом в Гейдельберге он охарактеризовал свое время как эпоху, когда «подготовляется решение на целое тысячелетие»; он рано понял, что в его век столкнулись два мира: феодализм и капитализм. Вначале он находился под влиянием романтиков — Уланда, Клейста, особенно же И. Гёрреса. Но тогда уже выявилось внутреннее противоречие в мировоззрении Г., противоречие между его склонностью к мистицизму и рационалистическими устремлениями эпохи. От романтиков Г. повернул к «Молодой Германии» и одно время даже сотрудничал в «Телеграфе» К. Гуцкова. Но половинчатость, вечное колебание младогерманцев отталкивали его. — Основной задачей своей жизни он считал «символизацию внутренних переживаний, поскольку они выразились в значительных моментах». Для этой «символизации» Г. старался приспособить трагедию классицизма и романтизма (в переработанной Грильпарцером форме), превращая ее в арену борьбы проблем современности. Основной проблемой создатель буржуазной психологической драмы, каковым является Г., считал взаимоотношение индивидуума с обществом. Познакомившись с философией Гегеля и его диалектикой, Г. переносит все социальные конфликты своего времени из мира реального в мир идей и признает борьбу идей высшим принципом драматического искусства вообще; развертывание общественных коллизий и вечный прогресс Г. мыслил по гегелевской триаде: старое и новое, уходящее и становящееся сталкиваются и в
418 страстных муках рождают новую форму бытия. При таких исторических столкновениях становится особенно ясной необходимость в сильном индивидууме для выявления вечной идеи. В противоречии со становящимся, погибая в борьбе с «всеобщностью», индивид создает новое бытие. Идя своим путем, сильный человек совершает преступление, ибо отделяется от целого, к к-рому принадлежит, но это преступление неизбежно: на нем зиждется прогресс «мирового организма». В этой неизбежности Г. видит сущность трагического. Для разрешения этих конфликтов Г. в своих первых двух трагедиях («Юдифь», 1841 и «Женевьева», 1843) нуждался еще в сверхчеловеке, в святых. В первой трагедии сказывается влияние младогерманцев (эмансипация женщины), а во второй — влияние романтизма и воскрешенных им средневековых «народных книг». Несомненно, что «Молодая Германия» вызвала в Г. интерес к современным социальным вопросам. Когда в 1843 Г. познакомился в Париже с радикальной немецкой эмиграцией (А. Руге, Гейне и др.), он там же написал социальную трагедию «Мария Магдалина» [1844], в к-рой дана картина гибели ремесленного мира с его узким кругозором, старой моралью и предрассудками. Здесь уже нет сверхчеловека и отсутствует личная вина героев: все действуют по законам социальной необходимости. Трагедия в том, что действующие лица не понимают происходящего вокруг них. «Мария Магдалина» — похоронная песня миру, из к-рого сам поэт вышел. После путешествия в Италию Г. поселился в Вене. Там он написал в романтическом духе две слабых трагедии — «Юлия» и «Трагедия в Сицилии». Революцию 1848 Г. встретил со смешанным чувством: он боялся «безумия коммунизма», который якобы разрушает культуру. Пока борьба шла за конституцию, он принимал деятельное участие в движении,
419 агитировал за свободу союзов, печати и т. п. и выставил свою кандидатуру во франкфуртский и австрийский парламенты, куда однако не был избран. Но когда революционная борьба приняла более резкие формы, он в своих корреспонденциях в аугсбургскую «Всеобщую газету» выступил против левой демократии, хотя отрицательно отзывался и о реакции. Своим идеалом он считал конституционную монархию и примирение революции с реакцией. В 50-х и 60-х гг. Г. проповедывал объединение Германии. Выражая таким образом идеи наиболее умеренной буржуазии, Геббель в пореволюционный период своего творчества создал высшие образцы буржуазной психологической драмы, связывая всегда столкновение двух мировоззрений в мировой истории с борьбой мужской и женской психики: в трагедии «Ирод и Марианна» [1850] азиатско-деспотический мир (в лице Ирода) погибает при столкновении с западно-римской культурой и только что нарождающимся христианством (в лице Марианны); языческий эгоизм побеждается христианским альтруизмом, новым пониманием индивидуума. В другой трагедии — «Гиг и его кольцо» [1856] — герой (Кандавл) согрешил, совершив «бесчестный» в смысле тогдашней морали поступок, и должен поэтому погибнуть. Эта трагедия является апологией «идеи обычая и нравственности»; Кандавл, умирая, сознает себя виновным: лишь тот смеет нарушить «сон мира» и вводить реформы, кто в состоянии дать что-нибудь более возвышенное, чем то, что уже существует (направлено против революционных требований 1848). Еще более характерна для мировоззрения Г. этого времени трагедия «Агнеса Бернауэр» [1855], где на фоне борьбы средневекового бюргерства с патрициями рисуются взаимоотношения индивида и общества: как бы велик и гениален ни был индивид (герцог), он должен подчиняться законам и традициям общества, т. к. общество, государство выражает идею и волю всего человечества, — в индивиде же развиваются лишь некоторые элементы общечеловеческой идеи. Агнеса же — эта современная амазонка из бюргерства, в к-рую герцог влюбился, — также должна погибнуть, ибо уже одно ее существование грозит гибелью государству и многим тысячам его граждан. В лице герцога и Агнесы Г. хотел показать вредность «безумного стремления к эмансипации личности» как с точки зрения революционной, так и консервативной партий. И наконец в грандиозной трилогии «Нибелунги» [1862], в к-рой гениальность Г. выражена ярче всего, — опять сталкиваются два враждебных мира: язычество и христианство. Характернейшее художественное свойство драм Г. — это перенесение диалектики мирового процесса на характеры героев: каждое действующее лицо, каждая речь и каждая сцена развиваются в тезисах и антитезисах, чтобы иллюстрировать противоречие между
420 субъектом и объектом, индивидуумом и обществом. Драмы насыщены напряженными моментами и внутренними противоречиями, сцены с их логической необходимостью действуют угнетающе. Г. писал также стихи («Gedichte», 1842, «Neue Gedichte», 1848) и комедии («Diamant», 1847, «Rubin», 1851), но они не имеют большого значения в его творчестве. Гораздо важнее для понимания Г. его поэма «Мать и ребенок» [1859], где он старается смягчить классовый антагонизм между бедными и богатыми и восхваляет нравственность и буржуазный брак как непоколебимые устои государства. Г. оставил кроме того ряд драматических фрагментов: так он взялся за обработку сюжета «Димитрия», к-рым он хотел открыть новый период своего творчества, посвященный изображению крупных исторических конфликтов более близкой эпохи; начал драму «Первый смертный приговор» [1848], в к-рой хотел показать выгоды и неизбежность конституционного управления; задумал драму «Zu irgend einer Zeit» — «драму будущего», где должен был изобразить общественный строй, основанный на подчинении идеи индивидуализма идее общечеловечности. Она направлена против коммунизма, конечно вульгарно понятого Г. Большое значение для понимания его творчества имеют также его дневники, изданные в 1885 и охватывающие всю жизнь Г. с 20-летнего возраста. При жизни он был мало популярен. Лишь когда в конце XIX и начале XX вв. мелкобуржуазные и радикальные литературные течения поставили социальный вопрос в заостренной форме, буржуазия вернулась к геббелевским туманным концепциям социальных конфликтов, осложненным «общечеловеческими» и сексуальными проблемами. Попытка популяризировать его драмы в России была сделана театром Комиссаржевской. Библиография: I. Переводы произведений Г.: Мотив народной песни. Ребенок. Сон. Драма. Стихотворения, перев. А. Плещеева; Из драмы «Магдалина», перев. А. Плещеева. См. Немецкие поэты в биографиях и образцах, под ред. Н. Гербеля, СПБ., 1877; Михаловский Д., Иностранные поэты и оригин. стихотворения, СПБ., 1896; Плещеев А., Стихотворения, под ред. П. Быкова, 4-е изд. А. Маркса, СПБ., 1905; Собр. сочин. В. Жуковского (различные изд.); Юдифь, Трагедия, перев. В. Гофмана, изд. «Антик», М., 1908; Десять дней, Трагедия, перев. В. Гофмана, изд. 2-е, «Антик», М., 1910; F. H., Historisch-kritische Ausgabe der Werke, 12 Bde; Briefe, 8 Bde; Tageb?cher, 4 Bde., изд. R. M. Werner, 1901 (3-е изд. Julius Wahle, 1920). II. Гоннегер И., Очерк литературы и культуры XIX ст., СПБ., 1867; В. М. Р., Из истории немецкой литературы XIX в., «Русская мысль», 1890, кн. VIII; Корш В., Всеобщая история литературы, т. IV, СПБ., 1892; Шерер В., История немецкой литературы, ч. II, СПБ., 1893; Меринг Фр., Сб. «Мировая литература и пролетариат», русск. перев., М., 1925; Kutscher A., Hebbel als Kritiker des Dramas, 1907; Schmidt, Hebbel’s Dramatechnik, 1907; Wallberg E., Der Stil von Hebbel’s Jugenddramen, 1909; Wagner A. M., Das Drama Fr. Hebbels. Eine Stilbetrachtung des Dichters und seiner Kunst, 1911; Fassbinder F., Hebbel, 1913; Walzel O., Hebbel und seine Dramen, 1913 (2-е изд., 1919); Tannenbaum E., Hebbel und das Theater, 1914; Federn Etta, Fr. Hebbel, 1920; Weiss T., Hebbel’s Verh?ltnis zur Welt des Gegenst?ndlichen und zur bildenden Kunst, 1920; Bartels A., Hebbel’s Herkunft und andere Hebbelfragen, gr?ndlicher?rtert, 1921; Bab J., Das Werk Fr. Hebbel’s,
421 1923; Strecker K., Fr. Hebbel. Sein Wille, Weg und Werk, 1925; Wagner G., Komplex, Motiv und Wort in Hebbel’s Lyrik, 1927. III. Wuetschke H., Hebbel-Bibliographie (Ver?ffentlichungen der Bibliographischen Gesellschaft, 6 Bde), 1910. Ф. Шиллер