Тишка [1887—] — псевдоним видного белорусского поэта и беллетриста Дмитрия Федоровича Жилуновича. Р. в местечке Копыль, Слуцкого уезда, в семье чернорабочего; в детстве был пастухом. С 1905 г. принимал активное участие в революционном движении. К этому же времени относятся его юношеские лит-ые опыты на русском яз. В 1906 Г. — член Комитета Копыльской соц.-дем. организации. В 1908 примыкает к белорусскому национальному движению и с тех пор пишет исключительно по-белорусски. Во время Октябрьской революции Г. выдвинулся как крупный революционный и общественный деятель: в 1919 он был предсовнаркома БССР. В настоящее время Г. — начальник Главискусства. Все творчество Г. пронизано социальными темами: труд мелкого ремесленника, рабочее и крестьянское движение до Октябрьской революции, Октябрь в его динамике, обрисовка наших дней с их колоритными фактами строительства новой жизни. Эти тематические линии взаимно перекрещиваются в творчестве Г. Особенно рельефно выделяется в его произведениях мотив борьбы, к-рый представляет собой творческую доминанту писателя; он выступает у Г. в аспекте натуралистическом, психологическом и социальном: писатель обрисовывает борьбу стихий в природе, преимущественно
399 останавливаясь на ее грозных и могущественных явлениях и отступая так. обр. от идиллически-крестьянского штампа, укрепившегося в белорусском литературном пейзаже; психика человека дана в творчестве Гартного преимущественно как арена борьбы и коллизий; но с особой любовью и проникновением развертывает автор социальную борьбу масс за свое освобождение (роман «Сокі цаліны»). В белорусскую, преимущественно народническую, лит-ру Г. вносит новые темы рабочего движения и мотивы урбанизма. Творчество Г. отражает пролетарскую психо-идеологию. Его мироощущение пронизано коллективизмом. Революцию он воспевает не как посторонний наблюдатель и зритель, а как непосредственный участник борьбы и современного строительства. Главный источник творчества писателя — его собственный жизненный опыт — от тяжелого труда кожевника и деятельности в соц.-дем. организации до ответственной роли в современном советском строительстве. В торжествующем темпе революции поэт находит свой высший идеал красоты. Но революция — это только отправной пункт эстетики Г. Как нечто торжественное он воспринимает жизнь в целом («Урачыстасьць»). Рядом с положительными сторонами творчество Г. имеет и некоторые отрицательные, гл. обр. в области формально-художественной: композиционная неслаженность, противоречащая принципу художественной телеологичности, стилистическая растянутость и эйдологическая узость — все это безусловно представляет собой пассив Г. Но позднейшие произведения («Урачыстасьць» и сб. «Прысады») обнаруживают значительные достижения в области эвфонии, ритмики, композиции и более динамического художественного синтаксиса. На общем фоне белорусской лит-ры Г. выделяется как писатель, в творчестве которого наиболее ярко отразилось пролетарское течение. Библиография: I. Г. принадлежат следующие сборники стихов: «Pie?ni», 1913; «Песьні працы і змаганьня», Бэрлін, 1922; «Урачыстасьць», Мэнск, 1925. Художественная проза его представлена произведениями: «Трэскі на хвалях», М., 1924; «Прысады», М., 1927 — два сборника рассказов; «Сокі цаліны» — роман в 3 частях (вышло пока две части: «Бацькава воля», Бэрлін, 1922 и «На перагібе», М., 1926). Написано им и нессколько драматических произведений: «Хвалі жыцьця», альманах «Зажынкі», М., 1918; «Соцыялістка», «Сцэнічныя творы», сш. I, Мэнск, 1923; «На стыку», сборник «Прысады»; Повести и рассказы, перев. с белор. В. Д. Раковский, со вступит. ст. Сергея Городецкого, М. — Л., 1929. Кроме того много произведений Г. помещено в разных периодических изданиях. Ему принадлежит и целый ряд этюдов в области белорусской критики. II. Піотуховіч М. М., проф., Пролетарская поэзія і лірыка Цішкі Гартнага, Юбилейный сборник, посвященный 15-летию лит-ой деятельности поэта, Мэнск, 1923; Его же, Творчасьць Цішкі Гартнага, «Росквіт», 1928, № 1; Его же, ст. в журн. «Полымя», 1929, № 1; Его же, Ц. Гартный у літературнай крытыца, Менск, 1929. Пиотухович