Значение слова ВАСЫЛЬЧЕНКО в Литературной энциклопедии

Что такое ВАСЫЛЬЧЕНКО

Степан [1878—] (настоящая фамилия Панасенко) — современный украинский писатель и драматург.

114 Р. в м. Ичня на Черниговщине, в семье бедного крестьянина-сапожника, учился в сельской школе, выдержал экзамен на звание учителя и всю жизнь свою провел в селе, работая на учительском поприще. Это обстоятельство в значительной степени повлияло на характер писателя, на его тематику и манеру письма. В. никогда не захватывали животрепещущие вопросы современности, хотя он и не был чужд оппозиционным настроениям украинской интеллигенции, за что сидел полтора года в царской тюрьме. Бедная событиями жизнь деревни, несомненная и глубокая связь с отсталыми элементами украинского села, устарелые народнические традиции и пр. не дали Васыльченко развернуть во всю ширь свои писательские возможности: тематика В. исчерпывается деревенским бытом, безрадостной жизнью сельских учителей и школьников. Рассказы, посвященные тюрьме, империалистической и гражданской войне, являются незначительным исключением, причем все они отличаются реакционной мистикой, пассивной «гуманностью». Социальные мотивы у В. никогда не достигают вершин революционного порыва, блестки прекрасного юмора, щедро рассыпанные по всем произведениям писателя, никогда не достигают остроты сатиры. Характерные признаки рассказов В. — неоромантизм, мечтательность, субъективное (с элементами мистики) восприятие действительности. Реальное у Васыльченко часто смешивается с фантастическим, со сказкой, мечтой. Юноша, всматриваясь в вагонной темноте в силуэт крестьянской девушки, начинает фантазировать и создает о ней целую легенду («Оксана»); скрипач Ларько, очарованный красотой зимней ночи, принимает снежный сугроб за панский дворец и играет на своей скрипке перед кустарниками, превратившимися в его фантазии в сборище пышного панства («У панів»). В. — импрессионист, но его импрессионизм своеобразный. Его особенности — чрезмерный

115 но мягкий, пассивный бесперспективный лиризм, тесно связанный с психологией отсталых элементов крестьянства в условиях господства капитализма; художественный образ, слово черпает писатель из глубин народно-этнографических богатств украинского села, из его песни, сказки и т. д. Отсюда и музыкальность его стиля. Особой популярностью пользуются рассказы В.: «Роман», «Мужицька арихметика», «Божественная Галя», «Королівна», «На хуторі» и др. В рассказе «Роман» В. дал классическое изображение дореволюционной руссификаторской школы на Украине: мальчик Роман, бедовый, любознательный и умный, рвется в школу, но руссификаторская школа — это «странное место», по выражению известного педагога Ушинского, — встречает Романа чужеязычием, и мальчик, не сумевший преодолеть слово «перепелята» (он все говорил «перепылынята»), превращается в ее врага. «Мужицька арихметика» представляет собой красочный эпизод из жизни дореволюционного села, мечтавшего о том, как прибрать к своим рукам панскую землицу. Чтобы отвлечь мужиков от вредных книжек, «панок» дает им задачник Евтушевского, но мужики даже за чтением этой невинной литературы обнаруживают свои «классовые» стремления. — В. написал около сотни рассказов и новелл и несколько пьес. Большой популярностью пользовалась его одноактная пьеса: «На перші гулі» (На первое гулянье). В 1928 на Украине был отмечен пятидесятилетний юбилей В. как одного из крупнейших мастеров украинского слова. Библиография: I. Повна збірка творів, тт. I—III, ДВУ. II. Шамрай, Творчість С. Васильченко, «Черв. шлях», 1926, IV; Якубський Б., Степан Васильченко, ДВУ; Кирилюк С., Степан Васильченко, «Критика», 1928, IX; Якубовський Ф., Степан Васильченко, «Життя й револ.», 1928, XII. К. Буревой

Литературная энциклопедия.