Сергей Федорович [26/XI 1896–] — современный писатель. Родился в имении Глебково, Зарайского у., Рязанской губ. Пробыл год на историко-филологическом факультете Московского университета. Во время революции работал в «Известиях Бакинского совета», астраханском «Красном воине», в Персии, в Омске, Смоленске, Москве и т. д. Печататься начал в 1913 г. в провинции. Писал лит-ые критические статьи, стихи. В 1922 в альманахе «Круг» (№ 2) напечатал роман «Мятеж», в 1923–1926 ряд рассказов («Жена», «Эскадрилья всемирной коммуны» и др.) и в 1927, в журн. «Красная новь» (№ 9–12) роман «Саранча». Б. принадлежит к числу писателей, на творчество которых огромное влияние оказала революционная эпоха. Темы его произведений, герои мысли и настроения автора — все это становится понятным лишь в свете событий последнего десятилетия. Как художник слова Б. находится в периоде роста. Его манера письма неустойчива, как неустойчив и выбор сюжетов, героев. «Мятеж» носил на себе явные следы того перенасыщения действием, к-рое характеризовало вообще прозу военного коммунизма. События проносились как в кинематографических кадрах, произведение явно склеивалось из отдельных кусков. Вместо углубленной разработки характеристики эсера Колобухова и других действующих лиц — разнообразие фабульных положений, иногда погоня за сценическими эффектами. Но эпоха бури и натиска грозно глядит из каждой сцены, изображенной в романе, из порывистой фразы, жестко подобранных образов и сравнений. Рассказы Буданцева не являются развитием какой-нибудь единой мысли автора, не говорят об излюбленном основном герое, они — зарисовки отдельных фактов, наблюденных в различных бытовых плоскостях и не всегда являющихся типическими. Рассказы не объединены единством стиля — напр. фантастический рассказ «Эскадрилья всемирной коммуны» написан приемами «Треста Д. Е.» И. Эренбурга (см.) , а рассказ «Жена», повествующий о судьбе женщин Туркестана, выполнен в форме неторопливого сказа от автора. «Саранча» — попытка автора дать психологический роман. В нем с избытком представлены те компоненты, к-рых по правилам традиционной поэтики недоставало «Мятежу» — сложная любовная интрига, углубленные характеристики героев, описание степей Туркестана. Стремление достичь канонической формы связывало Б. — Нашествие саранчи вместо народного бедствия, каким оно было в голодные месяцы 1921, является для писателя лишь поводом для временного развала семейного гнезда Крейслеров. Массы же туземцев, беженцев, удостоенные нескольких незначительных сцен, заменены группой растратчиков — членов саранчевой комиссии, их похождениям посвящен главным образом роман. Наиболее удались писателю
609 описания Туркестана, из героев — два честных «борца» с саранчей (бывший белый офицер Крейслер и представитель местной власти Эффендия); они вылеплены твердой рукой художника-психолога. Но в целом «Саранча» менее удачное произведение, чем «Мятеж». Б. дает материал для сравнения «века нынешнего и века минувшего», его симпатии на стороне строящих невиданную жизнь, но вопрос о подчинении подсознательного организующей воле далеко не всегда решается писателем в классовом пролетарском духе. Библиография: Гусман Б., Сто поэтов, Тверь, 1923; Воронский А., Искусство и жизнь, сб. статей, М. — Л., 1924; Переверзев В., «Печать и революция», кн. IV, 1923 и кн. VII, 1925; Горбачев Г., Современная русская лит-ра. Л., 1928 (о «Мятеже»). Писатели совр. эпохи, т. I, М., 1928. В. Красильников