Значение слова БРАУН в Литературной энциклопедии

БРАУН

1.[/b] [trn][m2]Мечислав [Braun, 1902–] — современный польский поэт, сотрудник журнала «Skamander». Основные произведения: сборник «Rzemios?u», где между прочим Б. дал цикл, посвященный отдельным профессиям, как то: «Szewc» (Сапожник), «Krawiec» (Портной), «Piekarz» (Булочник), «Zegarmistrz» (Часовщик) и т. п.; политический гротеск «Bombardowanie Europy», «Nowa scena robotnicza» (1923). Б. переводил Маяковского, Есенина и др. 2.[/b] [trn][m2][William Browne, 1590–1645] — английский поэт. Первая часть его «Британских пасторалей» вышла в 1613, а последняя — третья — была издана только в 1852. Долгое время ее считали утерянной. Английский пейзаж и натюрморт Б. до сих пор считаются не превзойденными; даже Мильтона (см.) упрекали в заимствовании из «Британских пасторалей» Б. Сочин. Б. изданы в последний раз в 1868. 3.[/b] [trn][m2]Лили [Lily Braun, 1865–1916] — немецкая писательница, дочь генерала фон Кречмана, жена социал-оппортуниста Генрика Брауна. Порвав еще в юности со своей семьей и окружающей аристократической средой, Б. становится вместе со своим первым мужем (проф. Гижицкий) во главе так наз. этического движения, основывает «Общество этической культуры» и выступает в литературе ярой поборницей женских прав. В 90-х гг. Б. примыкает к социал-демократической партии которая была для нее не политической организацией, а культурнической, ставящей своей целью не классовую борьбу, а культурное обновление Германии. В партии Б. примыкает к самому правому ее крылу. Она издает вместе с Генриком Б. реформистский журнал «Die neue Gesellschaft». Но вскоре становится правее самых правых реформистов и окончательно отходит от политической жизни. Шаткость ее идеологической позиции в полной мере обнаружилась в ее «Искателях жизни» [1907] и особенно в «Мемуарах социалистки» [1909–1911], в которых она пытается «дополнить» Маркса ревизионистскими идеями Бернштейна и моральной проповедью Ницше; выпады ее здесь же против политических противников производят впечатление глубокой идеологической и политической беспомощности. Насквозь проникнутые духом ревизионизма, «Мемуары» вызвали многочисленные нападки соц.-дем. печати. Стараясь придать своим суждениям убедительность, писательница часто прибегает в «Искателях жизни» и «Мемуарах» к риторике. Это вносит некоторую фальшь в изложение и портит богатый, образный яз. Б. Гораздо больше ей удались культурно-бытовые зарисовки старой Германии в нашумевшем романе «В тени титанов» [1908], где писательница изображает культурную жизнь в Веймаре времен Гёте. Главным действующим лицом является бабушка писательницы — незаконнорожденная дочь Жерома Бонапарта. Спокойный повествовательный тон, некоторая идеализация действующих лиц и сама форма этого произведения, представляющего нечто среднее между мемуарами и романом, ярко передают жизнь тогдашнего немецкого общества с ее размеренностью в переживаниях и мыслях. [m2]578 В другом стилизованном романе Б. — «Любовные письма маркизы», дана удачная характеристика высших слоев дворянства накануне Великой французской революции. Библиография: I. На русск. яз. переведены: «В тени титанов», «Любовные письма маркизы», «Мемуары социалистки» (2 тт.). Соч. Б. на немецком яз.: «Aus Goethes Fremdenkreisen», 1892; «Die neue Frau in der Dichtung», Stuttgart, 1896; «Im Schatten der Titanen», Braunschweig, 1908; «Memoiren einer Sozialistin», M?nchen, 2 Bd., 1907–1911; «Die Liebesbriefe der Marquise», M?nchen, 1912; «Lebenssucher», M?nchen, 1917; Полное собрание сочинений издано в 5 томах, «Gesammelte Werke», Berlin, 1923. II. Единственной, достойной упоминания работой о Б. является монография Julie Braun-Vogelstein, Lily B., B. — Lpz. Л. Блюмфельд

Литературная энциклопедия.