[Johan Bojer, 1872–] — современный норвежский романист и драматург. Сын рабочего, детство и юность провел среди рыбаков (образ юноши рыбака Ларса Мюран в романе «Den Siste Vikingen», самоучки, добившегося высшего образования — автобиографичен). Дебютировал в печати в 1894 драмой «Мать». Его ранние вещи («Helga», 1895, «Et Volketog» — «Выступление народа», сказки «Hvide Fagle» — «Белые птицы», 1904, «Et pilgrimsgang» — «Паломничество», 1902, драмы «Olaf», 1897, «Theodora», 1902 и др.) написаны под влиянием символизма, с одной стороны, и Бьёрнсона — с другой. И в дальнейшем творчестве Б. заметны две струи: символизма и натурализма. Расцвет его творчества относится к 10-м годам текущего столетия; в настоящее время Б. пользуется всемирной известностью. С самого начала своей деятельности Б. уделяет большое внимание изображению той среды, откуда вышел; но он не стал патриотом-народником, подобно Бьёрнсону; аполитичный вначале, он вскоре выражает открыто свою солидарность с рабочим движением и социалистической партией («Vort Rige»). Б. стремится в своих произведениях отобразить психику рядовой, обыкновенной личности в ее действенности, в ее соприкосновении с другими людьми и вскрывает классовую сущность психики своих героев (ср. ниже). В связи с этой социально-психологической тенденцией, идущей от натурализма, у Б. чрезвычайно сильна этическая тенденция: внутренний смысл его символизма всегда социально-этический; индивидуалистический эстетизм Б. чужд. Альтруизм и культ труда — постоянные мотивы Б. Наиболее крупные из его романов — «Vort Rige» (Наше царство, 1908, русск. перев. — «Фиорды», сб. I) и «Den Siste Vikingen» (Последние викинги, 1918, русск. перев. под загл. «Северные герои», 1926) диаметрально противоположны по замыслу. В первом изображен богатый помещик Эрик Эвьё, терпящий неудачи во всех своих попытках «помощи ближнему»; всей своей филантропией он приносит только зло другим, потому что самые его альтруистические порывы — лишь удовлетворение его эгоистического стремления быть довольным собой; дух коллективизма остается совершенно чуждым ему, не преодолевшему психологии своего класса. В «Последних викингах» изображено недавнее еще прошлое — героические «походы» рыбаков к Лофотенским островам, в бурное море, за треской, на простых парусных лодках, походы, стоившие жизни многим из них. Возвращаясь в 1918 на родину, бывший рыбак (сам Б.) видит рыбаков, ставших наемными рабочими, моторные лодки, заменившие старые парусные, догнивающие на берегу. Отдельные психологические профили рыбаков очерчены Б. не менее мастерски, чем быт рыбачьего поселка. Оба романа представляют собою
553 широкие полотна; центральные фигуры никогда не заслоняют собою другие. «Наше царство» проникнуто едкой иронией; Б. не пожалел яду для изображения Эрика Эвьё; как в изображении жизни крестьян в «Нашем царстве», так и во всей композиции «Последних викингов» он является прекрасным эпиком. Замысел первого глубоко трагичен; «Последние викинги» пронизаны героикой, натуралистические эпизоды только оттеняют ее; тон летописи, саги господствует в романе. Это — героика труда. Б. — один из лучших пейзажистов в скандинавской лит-ре. Как драматург Б. менее значителен. Его драмы — «Сила веры» (Troens magt, 1910, русск. перев. — «Фиорды», сб. II) и «Глазами любви» [1911] (русск. перев. — «Фиорды», сб. IV) — сентиментальны, слишком абстрактны, недостаточно оригинальны. В них сказывается влияние Ибсена («Пер-Гюнт», «Бранд»). Из прочих произведений Б. наиболее интересны романы: «Спасение в любви» [1910] (русск. перев. 1911 — стилизация под французский психологический роман), «Великий голод» [1916], «Эмигранты» [1925], «Человек под маской» [1926], «Дирендаль» [1927] (русск. перев). Библиография: Gade John, J. B. The Man and his Work, N. Y., 1920 А. Шабад