Значение слова БОГДАНОВИЧ в Литературной энциклопедии

Что такое БОГДАНОВИЧ

1.[/b] [trn][m2]Ангел Иванович [1860–1907] — критик и публицист, редактор журнала «Мир божий» [1895–1906]; принимал близкое участие также в журн. «Современный мир». Идеологически эволюционировал от народничества к историческому материализму, хотя подлинным марксистом не был никогда. Особенно энергично боролся с реакционной печатью и с мистицизмом. Библиография: I. Сб. ст. «Годы перелома», СПБ., 1908. II. Перечисление ст. Б. в книге Мандельштам Р. С., Художественная лит-ра в оценке русской марксистской критики, М., 1928; Михайловский Н., Посл. сочин., т. I; Короленко В., «Русское богатство», 3, 1907; Батюшков Ф., «Современный мир», 4, 1907; Неведомский М., Б. как писатель и редактор журн. «Мир божий», «Современный мир», 4, 1907. 2.[/b] [trn][m2]Ипполит Федорович [1743–1803] — русский поэт. Происходил из небогатой дворянской семьи, учился в Московском университете. Свою литературную деятельность начал под руководством М. М. Хераскова (см.). Редактировал журналы: «Невинное упражнение» [1763], «Санкт-Петербургский вестник» [1775–1776] и «Санкт-Петербургские ведомости» [1775–1782]. Б. написаны: поэмы — «Сугубое блаженство», «На разрушение Лиссабона» [перевод одноименной поэмы Вольтера (см.) ], повесть в стихах «Добромысл», драма «Славяне», большое количество стихотворений, басен, переводов и пр. Но главным произведением, доставившим Б. исключительную популярность, была «Душенька» — «Древняя повесть в вольных стихах» [1775], выдержавшая пятнадцать повторных изданий. «Душенька» написана на сюжет французского баснописца Ла Фонтена (см.) «Les Amours de Psych?», в свою очередь исходившего из «Золотого осла» Апулея (см.). Поэма эта сыграла большую роль в развитии русского классицизма. Она освободила поэзию XVIII в. от господства витийственного стиля героических од. Волшебные приключения Душеньки во дворце Амура конечно лишены были сколько-нибудь глубокого социального содержания. Как и все творчество Б., «Душенька» преследовала одну цель — чтобы «в часы прохлад, веселья и покоя приятно рассмеялась Хлоя». Этой установкой на читателя аристократических салонов определялись художественные особенности творчества Б.: изящество формы, легкость яз., близкого к разговорному и т. д. В век расцвета аристократической поэзии Б. пользовался славой великого «стихотворца». Но уже в 40-х гг. «разночинец» Белинский (см.) отверг малейшую возможность читать Б.: «Что же такое эта Душенька? Да ничего, ровно ничего... достоинств она не имеет никаких». Библиография: I. Сочин. Б. издавались: М., 1809–1810; М., 1819 и СПБ., 1848. Последнее изд. (2 тт.) — Смирдина в его «Полных собраниях сочинений русских авторов». II. Венгеров С. А., Русская поэзия XVIII в., т. I, вып. 3, СПБ., 1893 и т. I, вып. V, СПБ., 1895 (там же сводка критических мнений о Б.). Л. Тимофеев 3.[/b] [trn][m2]Максим Адамович [1891–1917] — белорусский поэт. Родился в семье сельского учителя, по окончаний гимназии в Ярославле поступил в Ярославский лицей. Студенческие годы [1911–1916] ушли главным образом на изучение языков и литератур западно-европейских и славянских, особенно на изучение белор-ого языка, белор-ой истории, этнографии, лит-ры. По окончании лицея, осенью 1916, Б. поселился в Минске, где работал в Губернском продовольственном комитете. Здесь он организует кружки молодежи, к-рым старается придать общественно-просветительный и национально-революционный характер. Умер в Крыму от туберкулеза, к-рым болел с ранней юности. Литературное наследство Б. значительно: помимо сборника «Вянок», изданного при его жизни [1913], и пятидесяти с лишком стихотворений, напечатанных им в разных периодических изданиях («Наша ніва», «Вольная Беларусь», «Гомон» и другие), в рукописях, переданных отцом покойного поэта Институту белор-ой культуры, сохранилось свыше 150 стихотворений и ряд прозаических статей и заметок; значительное количество статей критических и публицистических он успел, кроме того, напечатать при жизни. Источники творчества Б. довольно широки по охвату современной ему действительности: предреволюционные настроения начала XX столетия и лит-ые искания этой же поры, белор-ое возрождение и белор-ая старина, интимные личные переживания — все это находило свое отражение в его творчестве. Идеологическое освещение этих многообразных тем нельзя назвать вполне четким: общий грустный колорит, порожденный эпохой с ее противоречиями, а также обусловленный личной судьбой поэта — его болезнью и предчувствием близкого конца, — лежит на многих его стихотворениях и повестях. Но Б. отнюдь не упадочник: он глядит в глаза революционному будущему, в которое верит; для него революционная Белор-ия есть, только часть общего обновления жизни, которого он ждет с надеждою. Б. — большой мастер формы. Не владея безупречно белор-им языком, он однако приобщил его ко многим достижениям стихотворной формы (особенно в области строфики) и художественного стиля, осуществленным в античной и зап.-европейской лит-рах. Б., кроме того, оставил целый ряд подражаний и переводов из других лит-р. Институтом белор-ой культуры в настоящее время подготовляется полное собрание сочинений Богдановича в двух томах: в первый (уже вышедший в свет) вошли стихотворения и художественная проза, во второй (печатается) — историко-литературные и критические очерки и статьи исторического, этнографического и публицистического характера. [m2]532 Библиография: I. Творы М. Б., т. I, Вершы. Апавяданьні, выд. Інст. бел.-культуры, пад рэд. проф. І. Замоціна, Менск, 1927, стр. XV+504; Творы М. Б., т. II, Проза (печ.). Во второй том войдет очерк жизни и литературной деятельности Б., составленный проф. Замотиным, и в конце тома — библиография произведений Б. II. Дзяржынскі У., М. Б. як стылізатар беларускага вершу «Адраджэньне», 1922, № 1; Піотухович М., М. Б. як поэта імпрэсыяністы «Полымя», 1923, № 7–8; Замоцін І., М. Багдановіч. Крытычна-біографічны нарыс. «Узвышша», 1927, № 2, 3, 5. И. Замотин

Литературная энциклопедия.