Значение слова БИРС в Литературной энциклопедии

БИРС

Амброз [Ambrose Bierce, 1842–1914] — значительнейший после Эд. По американский писатель «страшного» жанра [предшественники Б. — Ч. Браун, Н. Хоторн, Ф.-Д. О’Бриен (см.) ]. В течение гражданской войны Б. был в рядах армии северян, затем занимался журналистикой. В 1913 он исчез из Нью-Иорка и лишь через несколько месяцев от него было получено письмо из Чихаагуя. После этого о судьбе Б. не было никаких достоверных сведений. Только в 1924 стало известно, что он был расстрелян как шпион по распоряжению генерала Вилла, в армии к-рого он находился. «Словарь дьявола» (The Devil’s Dictionary, 1888–1903) Б. показывает, что он мог бы стать выдающимся сатирическим писателем (выдержки напечатаны в № 1 «Вестника иностранной лит-ры» за 1928). Но Б. — непримиримый противник социализма, был художником упадочнических слоев деклассированной интеллигенции, и социальная беспочвенность этой группы стала препятствием для дальнейшего развития Б. как писателя-сатирика. В двух сборниках рассказов: «В середине жизни» (In the Midst of Life, 1891) и «Могут ли быть такие вещи?» (Can such things be, 1894) проявляется исключительное мастерство Б.-новеллиста. Взяв заглавие первой книги из фразы «В середине жизни мы находим смерть», Б. в своих рассказах обращается исключительно к сверхестественному и кошмарному; в действительности он видит только смерть и разрушение. Лишь иногда Б., как По и О’Бриен, дает описываемым им необычайным происшествиям реалистическое обоснование. После Б. «страшный» жанр в американской лит-ре уже не имел сколько-нибудь значительных художников; писатели-упадочники, попрежнему обращаясь к кошмарным сторонам действительности, уже не прибегали к сверхестественному их объяснению [Ш. Андерсон (см.) и др.]; это явилось следствием укрепления их связи с действительностью и общего усиления реалистических и социальных тенденций в американской лит-ре. При жизни Б. не пользовался популярностью, был вынужден сам издавать свои книги, но после смерти не только американская, но и западная критика стала проявлять к нему усиленный интерес, и его произведения были переизданы. Библиография: I. Русск. перев.: Происшествие на мосту через Совиный ручей (An occurence at Owl Creek Bridge), сб. «Американская новелла», СПБ., 1923; Настоящее чудовище (In the Midst of Life), Л., 1926; Страж мертвеца, «30 дней», 1926, № 2, с заметкой о Б. Вл. Азова. II. Синклер Э., Искусство Маммоны, Л., 1926; O’Brien E. L., The advance of the Amer. Short Story, N.-Y., 1923; De Castro A. D., Portrait of A. B., N.-Y., 1929. Д.

Литературная энциклопедия.