Виллем [Willem Bilderdijk, 1756–1831] — известный нидерландский писатель; сын податного контролера. Бильдердейк воспитывался в строго кальвинистическом и реакционном
499 духе, работал сперва в конторе отца, затем получил высшее юридическое образование и в течение долгих лет был адвокатом в Гааге. Ярый враг французской революции, он был выслан из Голландии и с 1795–1806 находился в эмиграции. После возвращения династии принца Оранского он получал пенсию. Произведения Б. очень многочисленны и охватывают почти все области лит-ого творчества: лирику, дидактическую поэзию (De kunst der po?zy, 1809; De Mensch, 1804–1805; De ziekte der geleerden, De geesteswareld, 1817; De Echt, 1812; De dieren, 1817), эпос (Elius, 1786; Urzijn en Valentijn, 1795; De ondergang der eerste wareld, 1809) и драму (Floris V, Willem van Holland, Kormak — все три 1808). Б. принадлежит ряд научных трудов, между прочим голландская грамматика, трактаты по геологии и ботанике и история Нидерландов в 13 тт. Произведения Б. очень неравноценны: лучше его короткие, импровизованные стихотворения, хуже его драмы: роли действующих лиц соединены механически, развитие действия не является психологически мотивированным; недостает строго продуманного плана и проведения его в деталях. Единственным источником поэтического творчества Б. считал чувство: «поэзия — это чистое излияние сердца». В его лирике очень много сентиментализма, самосозерцания и самообожания. По стилю произведения Б. являются лучшими образцами на нидерландском яз.; устраняются последние остатки классицизма и вводятся некоторые новые элементы романтизма (Байрона); по содержанию почти все произведения Б. представляют собою сплошную полемику со всеми новыми, прогрессивными проявлениями в науке, искусстве или политической жизни. Б. выражает стремления реакционных слоев ослабевшей уже в это время голландской буржуазии и землевладельцев, мечтавших о возврате потерянного могущества путем организации сильной национальной власти. Б. всю жизнь боролся не только против идей Великой французской революции, но и против нового искусства в Англии, Франции и особенно Германии. Б. целое столетие считался значительнейшим нидерландским писателем XIX в.; этой преувеличенной оценке не мало содействовала его биография, написанная его другом и таким же реакционным писателем Да Костой [1859]. Конец этому культу положило лишь революционное лит-ое движение 80-х гг. Библиография: I. Собр. сочин. Б., Dichtwerken, Haarlem, 1856–1857, 15 тт. II. Зотов В. Р., в «Истории всемирной лит-ры», т. IV., СПБ., 1882; Там же, отрывки из стихотворений; Всеобщая история лит-ры, под ред. В. Корша, т. IV, СПБ., 1889; Wap I. I., B., Leiden, 1874; Kollewijn K. A., B., zijn leven en zijn werken, Amst., 1891; Kuyper A., B., en zijne nationale beteekenis, Amst., 1906; Bawinck H., B., als denker en dichter, Kampen, 1906; van Elring G., B., Den Haag, 1908. Ф. Шиллер