Значение слова БАР в Литературной энциклопедии

Что такое БАР

Герман [Hermann Bahr, 1863–] — современный австрийский критик и писатель, идеолог лит-ого импрессионизма (см). Личность Б. — как бы живое воплощение принципа релятивизма. Его жизнь, критика и творчество отличаются необычайной изменчивостью идеологии и лит-ых вкусов. Он примыкал ко всем направлениям периода 1890–1915 от натурализма до экспрессионизма, знаменовавшим эволюцию в мироощущении мелко- и среднебуржуазных групп Германии и Австрии. В связи с его отзывчивостью на всякое новое направление Б. получил прозвище «коммивояжера послезавтрашнего дня». Бар сыграл очень значительную роль в развитии австро-немецкой лит-ры, заключавшуюся как в объединении австрийских писателей, так и в популяризации самых различных направлений и писателей других стран. Начало своей лит-ой деятельности Б. посвятил натурализму, издавая вместе с А. Гольцем и др. журн. «Die Freie B?hne» (Свободная сцена). Он пропагандировал Золя, Ибсена, Гауптмана и др. В 90-х годах Б. приобретает известность как вождь «последовательного натурализма», то есть импрессионизма. Став во главе «Молодой Вены», он сплотил вокруг себя австрийскую группу импрессионистов и неоромантиков (Шницлера, Гофмансталя, Альтенберга и др.), находившихся под его сильным влиянием. Обоснованию импрессионизма посвящены его лучшие работы: «Zur Kritik der Moderne» — «К критике модернизма» [1890]; «Ueberwindung des Naturalismus» —

333 «Преодоление натурализма» [1891]; «Renaissance» — «Возрождение» [1897]. В издаваемом им органе импрессионистов «Die Zeit» — «Эпоха» Б. популяризирует в Вене французских декадентов и символистов, а также Стриндберга, Уайльда и философию Ницше. Одновременно в работах: «Wiener Theater» — «Венский театр» [1899], «Rezensionen» — «Рецензии» [1903], «Заметки» — «Glossen» [1907] Бар агитирует за создание импрессионистского театра, завоевывая этих писателей для сцены. В своих критических работах (таковы также «Essays» — «Этюды», 1912; «Dialog vom Marsyas» — «Диалог о Марсии», 1904; и др.) Б. отражает философию ницшеанства и модернизма — культ личности, презрение к демократии. Его этюды — типичные образцы импрессионистской критики, исходящей из субъективного впечатления, поверхностной, но блестящей. «Dialog vom Tragischen» — «Диалог о трагическом» [1903] Б. посвящает проблеме изменчивости человеческого «я», приходя к крайнему субъективизму; Б. первый связал субъективизм лит-ого импрессионизма с философией релятивизма Маха. С 1910 ориентация Б. меняется вместе с общей ориентацией мелкобуржуазных групп: он порывает с импрессионизмом. В «Essays» — «Этюдах» [1912] и особенно в «Expressionismus» — «Экспрессионизме» [1916] Б. ратует за новое искусство экспрессионистов (см.). Все больше углубляясь в мистицизм, Б. окончательно порывает с бунтарством прежних лет и приходит к католичеству [1914]. Как художник Б. не возвышается над посредственностью. Один из критиков хорошо назвал его «журналистом в творчестве» и «поэтом в журналистике». Его драмы по глубине редко превосходят произведения фельетониста и в истории лит-ры не останутся. Этапы художественного творчества Б. соответствуют этапам его критических работ. К периоду натурализма принадлежат: «La Marquesa d’Amaegui» — «Маркиза д’Амеги», «Die grosse S?nde» — «Большой грех», «Die Mutter» — «Мать» [1888–1891] с их легкой социальной и политической сатирой. В романе «Die gute Schule» — «Хорошая школа» [1890] и новеллах «Fin de si?cle» Б. подражает прозе французских декадентов. Целый ряд произведений Б. посвящен быту Вены; таковы драмы: «Tschaperl» — «Чаперль», «Der Star» — «Скворец», «Der Atlet» — «Атлет», «Die Wienerinnen» — «Венки», «Францль» [1897–1900] и романы: «Neben der Liebe» — «Около любви» [1893] и «Театр» [1897]. Известностью пользовались его драмы: «Der Apostel» — «Апостол», «Der Meister» — «Мастер», «Das Konzert» — «Концерт» [1901–1910]. Ряд пьес этого периода ставился на русской сцене. К последнему периоду мистицизма и экспрессионизма относятся драмы: «Der Unmensch» — «Изверг» [1919], «Ehelei» — «Брак» [1920], «Altweibersommer» — «Бабье лето» [1924]. Баром задумана большая серия романов (посвященных Австрии, Германии и

334 пролетариату); из них вышли: «Die Rahl» — «Раль» [1909], «Друт» [1910], «О, Mensch» — «О, человек», «Himmelfahrt» — «Вознесение» [1916], «Die Rotte Koriahs» [1919], с типичным для этих лет идеализма углублением в мир человеческого «духа». Новейший роман Бара — «Der inwendige Garten» — «Внутренний сад» [1927]. Библиография: Soergel A., Dichtung u. Dichter der Zeit, Lpz., 1911; Meyer R. M., Die deutsche Literatur des XIX u. XX Jahrh., 2 Bde., Berlin, 1920; Walzel O., Die deutsche Dichtung seit Goethes Tod, B., 1920: Kummer F., Deutsche Literaturgeschichte des XIX u. XX Jahrh., 2. Bde., Dresden, 1922; Hande W., H. B., Berlin, 1923; Arnold A., Das deutsche Drama, M., 1925. Meridies W., H. B. als epischer Gestalter u. Kritiker der Gegenwart, Hildesheim, 1927. Е. Гальперина

Литературная энциклопедия.