[букв. другой] — по талмудической легенде — религиозный отступник, живший во II в. христ. эры. Под влиянием жизненного опыта он стал сомневаться в учении юдаизма о мировой правде и возмездии, изменил свое мировоззрение, стал «другим» — новым человеком. А. служил объектом для разногласий между разными комментаторами Талмуда и историками. Некоторые считали его только еретиком, другие — глашатаем свободы. Его также отождествляли с мудрецом Элишейбен-Абуя, к-рому легенда приписывает целый ряд афоризмов и притч. Легенда об Элише-А. возникла в тот период еврейской
710 истории, когда палестинские иерархи стремились к установлению исключительного авторитета единой религиозной догмы, подавляя сопротивление сторонников свободного толкования учения. Борьба ортодоксии с инакомыслящими породила тип еретика-отрицателя. Элиша-А. и воплотил в себе наиболее характерные черты этого типа, выражая реакцию против религиозного догматизма. По талмудическому преданию он мешал соблюдению субботы, совращал многих ревнителей закона, покровительствовал нарушителям последнего, убеждал учащихся религиозных школ учиться разным ремеслам. В своем отрицании и критике догмы А. дошел до религиозного дуализма, признававшего равноценность добра и зла. А. уделяла много внимания публицистика на древнееврейском яз. (М. Дубач, А. Крохмал, Галеви, Д-р Рубин, П. Смоленскин, Вейсс и др.). На тему А. написаны на евр. яз. драма Я. Гордина «Элиша-бен-Абуя», поэма Э. Родина «А.»; на русск. — драма Волькенштейна «А.»; на немецк. — стихи М. Бубера. В общем А. — символ еврейского религиозного отступничества, еврейского богоборчества.