Гертруда [Gertrude Atherton, 1857–] — американская писательница. Первые три книги А. — «The Dooms-woman» [1892], «Patience sparhawk and her Times» [1897] и «Американские жены и английские мужья» [1898] — прошли незамеченными. Первая значительная книга А. — «Калифорнийцы» [1898]. В этом романе А. воссоздает жизнь Калифорнии в тот период, когда старые аристократические традиции уже стали разрушаться под буржуазным влиянием и появился новый для Юга тип аристократа-биржевика и коммерсанта, трактуемый А. отрицательно. Эти же мотивы были впоследствии развиты ею в романах «Аристократы» [1901] и «Предки» [1907]. В «Победителе» [1902], наиболее популярном из произведений А., мастерски изображается эпоха первых дней существования американской республики.
276 Отрицательное отношение к буржуазии, наметившееся уже в «Калифорнийцах», имеет место и в последующих книгах А., в особенности в романах «Правители королей» [1904] и «Черные быки» [1923]. В первом А. дает ряд зарисовок современной ей политической жизни, делая вывод, что человечество управляется буржуазией, что капиталисты — подлинные «правители королей». В «Черных быках» А. обращается к интеллектуальной жизни и вскрывает духовную узость правящих классов, резко в то же время выступая против революционеров и радикалов, ибо, по ее мнению, невежественная толпа не может разрешить социальных противоречий. Выход — в эволюции. Изображая будущую революцию в Германии в своем романе «Белое утро» [1917] — под несомненным влиянием социальных потрясений эпохи войны, — А. высказывается за революцию, обнаруживая в то же время полное непонимание природы революционных сдвигов: напр. «революционерами» в романе являются только буржуа. А. по своей идеологии — писательница деклассированной южной аристократии. А., вместе с Э. Уортон (см.) и Бус Таркингтон (см.) , является в наше время наиболее видной представительницей школы так наз. «нежного реализма», продолжающей традиции оптимистического псевдореализма Г. Джемса (см.) и У. Д. Гоуэлса (см.). Роль этой группы писателей в американской лит-ре была весьма значительной в первое десятилетие XX в. в связи с упадком радикального движения мелкой буржуазии. Свои литературные взгляды А. изложила в статье, напечатанной в 1904 в журн. «Atlantic Monthly». Констатируя, что американская лит-ра является по своим главным тенденциям буржуазной, А. в этом видела объяснение ее художественной слабости, причину тяготения к половым проблемам и поверхностность. Пытаясь указать пути возрождения американской лит-ры, А. могла только выразить пожелание, чтобы она была более дерзкой и шумливой. Эта статья А. вызвала критический ответ Эптона Синклера (см.) , напечатанный в «Еженедельнике Колье». Библиография: Синклер Э., Деньги пишут, М. — Л., 1928; Русск. перев. книг А. нет. С. Динамов