Значение слова АНАХРОНИЗМ в Литературной энциклопедии

Что такое АНАХРОНИЗМ

[греч. «перенесение во времени»] — нарочитое или ненамеренное нарушение хронологического правдоподобия, приписывание явлений или событий одной эпохи другой. Напр. в русских былинах (см.) богатыри кн. Владимира сражаются с «татарами погаными» и идут пить вино «во царев кабак». В пьесе немецкого мейстерзингера XVI в. Ганса Сакса (см.) «Неравные дети Евы» (Die ungleichen Kinder Evas) бог заставляет детей Адама и Евы читать «Отче наш». В трагедии Шекспира (см.) «Гамлет», король дохристианской Дании, пирует «под гром пушечных выстрелов» в замке Эльсинор, выстроенном в середине XVI в. Этот вид культурно-исторических А. неизменно наблюдается в художественном творчестве (словесном и изобразительном) эпох и общественных групп, не выработавших еще понятия «исторической правды» и не умеющих мыслить героев и события чуждых эпох вне своей привычной культурной обстановки. Поскольку однако подобные А. одинаково мало осознаются как ошибки и творящим, и воспринимающим художественное произведение, правильнее было бы применять термин А. к лит-ым произведениям и эпохам, поэтика к-рых требует соблюдения исторического колорита, — напр. к историческому роману XIX в. Если поэтика этого и родственных жанров нового времени стремится устранить А. исторические и культурно-бытовые, то А. в области социально-психологической почти неустранимы. Даже крупный художник редко бывает в состоянии освободиться от форм мышления и чувствования, свойственных его эпохе и общественной группе, и невольно переносит их на своих героев. Так по социально-психологическому облику герои «Войны и мира» Л. Толстого (см.) почти современны героям «Анны Карениной», и на переживаниях их отнюдь не отразилась более чем полувековая разница изображаемых художником эпох. А. этого типа меньше осознаются, чем А. культурно-исторические, и обычно лишь в лит-ых направлениях и произведениях, ставших предметом полемики различных лит-ых школ. Так часто в качестве примера социально-психологического А. приводится так наз. ложноклассическая трагедия с ее перенесением на античных героев переживаний придворной аристократии Франции XVII-XVIII вв. Но аналогичные А. можно отметить и в

121 других направлениях и произведениях, иногда приводившихся в качестве образцов «реализма». Так Гамлет дофеодальной Дании у Шекспира отражает настроения английской аристократии XVI в., средневековые герои Вальтер-Скотта (см.) выявляют идеологию тори XVIII и начала XIX в. Чаще чем в области тематики, встречаются в реалистических исторических жанрах А. стилистические; недостаточное знакомство с яз. эпохи может повлечь не только употребление неологизмов, несвойственных эпохе, но и обратно — чрезмерное архаизирование этого яз. Так напр. в романе О. Форш «Одеты камнем» люди 60-х гг. говорят яз. начала XIX в. Как нарочитый художественный прием А. применяется: а) для устранения неканонических образов и выражений в так наз. «ложноклассической» поэзии, — напр. «стрелы» вместо «пули», «меч» вместо «сабля», — ср. Жуковский — «Певец во стане русских воинов»; б) для иронической игры временем у романтиков, — напр. введение в бытовую новеллу нач. XIX в. действующих лиц XVI в., — ср. Э. Т. А. Гофман — «Meister Floh» , «Die Brautwahl» ; в) для создания комического эффекта как неожиданным сочетанием бытовых форм и явлений разных эпох (анахронистическое сравнение девы Марии и архангела Гавриила с «супругой генерала» и «затянутым адъютантом» в «Гаврилиаде» Пушкина), так и непривычным сочетанием различных стилистически слов (в «Енеіде» Котляревского Эней «був хлопець хоть куды козак»). На последнем приеме основан комический эффект макаронической бурлескной поэзии (см.). Р. Шор

Литературная энциклопедия.