Значение слова АЛЛИТЕРАЦИЯ в Литературной энциклопедии

АЛЛИТЕРАЦИЯ

в узком (лингвистическом) смысле — особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») лит-рах, прием поэтической техники (или — фонетической организации стиха); иначе говоря — один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в частности от рифмы (см.) , 1) тем, что тождественные (повторяющиеся) звуки локализуются не в конце, а в начале стиха и слова (тогда как в рифме повторяются или корреспондируют концы стихов, а следовательно и слов); 2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные. Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных [в отличие от ассонанса (см.) — повтора или созвучия гласных]. Т. к. большинство яз., в поэтике к-рых канонизована (т. е. принята в качестве обязательного приема — наподобие напр. рифмы в русском стихе) А., в частности яз. финские [напр. суоми — в эпосе Калевала (см.) , эстонский в эпосе Калеви — поэт] и германские [ ср. древнегерманский аллитерационный стих (см.) ], обладают законом начального ударения (на первом слоге), то выбор А. в качестве основного технического приема поэзии можно поставить в связь именно с этим законом. До известной степени это применимо и к якутскому яз., также канонизовавшему А. в своей народной, а за последнее время и искусственной поэзии, и др. алтайским яз. В русской поэзии А. ограничивается ролью факультативного (не канонизованного) приема; подчеркнуто ею пользуются лишь некоторые поэты [Бальмонт (см.) (чуждый чарам черный челн), Маяковский (см.) ], и то в большинстве

97 относимых к А. случаев мы видим на самом деле не А. в узком смысле, а лишь насыщенные случаи согласных повторов, напр. «Где роща ржуща ружей ржет». Е. П. АЛЛИТЕРАЦИОННЫЙ СТИХ — древнегерманский стих, употреблявшийся в англо-саксонской, древне-верхненемецкой и староисландской поэзии в период с VIII до средины XIII в. Каждая его строка (Langzeile) имела четыре ударения и разделялась при помощи цезуры на два полустишия (Kurzzeile), в к-рых было по два главных ритмических ударения, причем число безударных слогов в полустишиях могло не совпадать. Согласные звуки, стоявшие перед первым (а иногда также и перед вторым) главным ударением первого полустишия, обязательно должны были повторяться (аллитерировать) во втором полустишии перед его первым главным ударением (напр. «[u]F[/u]erahes [u]f[/u]r?t?ro her [u]f[/u]ragen gistuont»). Благодаря такому постоянному повторению, аллитерация в древнегерманском стихе играла организующую ритмическую роль, представляя по существу один из видов начальной рифмы («Stabreim») и являясь одним из существенных факторов его ритмической конструкции. А. С. вытесняется стихом с конечной рифмой (впервые у Отфрида Вейсенбургского, IX в.). Библиография: Жирмунский В., Рифма, ее история и теория, 1923; Sievers Ed., Altgermanische Verslehre, 1893; Heusler A., Ueber germanischen Versbau, 1894. Л. Т.

Литературная энциклопедия.