1.[/b] [trn][m2]Михаил Александрович [1895–] — настоящая фамилия Брыздников — пролетарский писатель. С детства работал по малярному делу. В 1914 был мобилизован и служил рядовым-пулеметчиком. Занимал в Красной армии разные должности; с 1914 — член ВКП (б). Окончил Свердловский университет и выполнял различную советскую партийную работу. Враг «голого психологизма», А. склоняется к бытописательству. Состоит членом МАППа. Отдельно изданы романы: «Большевики» [Л., 1925], «Девятьсот семнадцатый» [М., 1927] и «Зеленая радуга» [М., 1927]. Библиография: Якубовский Г., О романах М. А. журн. «Октябрь», кн. 4, 1928. 2.[/b] [trn][m2]Михаил Павлович [1896–] — историк лит-ры, доцент Иркутского университета. Разрабатывает гл. обр. вопросы западного влияния на русскую лит-ру и, обратно, русского влияния в западной лит-ре. Библиография: О драм. опытах Достоевского, в сб. «Творчество Достоевского», Одесса, 1921; Барбье и его влияние на русск. лит-ру, 1922; Белинский и Диккенс, «Венок Белинскому», М., 1924; Ранний друг Достоевского, Одесса, 1926; Бетховен в русск. лит-ре, «Русск. книга о Бетховене», М., 1927. 3.[/b] [trn][m2]Глеб Васильевич [1892–] — сын народного учителя, лит-ый свой путь начал с газет. Война оборвала этот путь — он был призван на военную службу. В революцию он растерялся, бежал за границу и шесть лет скитался по трем частям света, влача существование, обычное для «испуганных» революцией. С 1923 живет и работает в СССР. За границей А. написал ряд повестей, рассказов, сказок, критических статей. В Россию вернулся по окончании гражданской войны. Свои первые произведения он посвятил описанию ломки быта. В наиболее ранней работе — «Жилой дом» он вывел обывателей, жаждущих восстановления былого уюта домашних очагов, изношенных, жалких, почти обезумевших «жильцов», лишний раз (на выигрышном билете) убеждающихся в безвозвратном крушении собственности даже на маленькие нормы своей площади. В произведениях: «Дунькино счастье», «Первоцвет», «Дело о трупе» он сосредоточил свое внимание на фигуре цепкого, новоиспеченного пореволюционного обывателя. В незаконченном романе «Шуба» А. подошел к той же проблеме столкновения частнособственнического, приобретательского начала с началом государственно-коллективным, взявши это столкновение и в плане бытовом, и в плане психологическом. Центральная фигура хищника Дригулина, «во второй раз рожденного» кулака, дана А. не по старым образцам, а вопреки им. И вместе с тем он не смягчил, не спрятал лица собственника. Он так убедительно нарисовал этот образ кулака, что создал ощущение неминуемой гибели его. Но А. совершенно не [m2]95 удался образ строителя. Очевидно поэтому роман не закончен. Фигуры новых людей вообще не даются Алексееву. В романе «Тени стоящего впереди» он сбивается с путей бытовых и психологических и вместо коллективиста — рисует человека, спасающего свою душу, ищущего незыблемой, абсолютной идеи. Изображение старого в новом быту удается постольку, поскольку естественно он чувствует это старое в силу своей классовой природы. По этим же классовым причинам ему не дано почувствовать нашу эпоху социалистического строительства. Алексеев занимает место на правом фланге литературных попутчиков. Библиография: Мещеряков Н., О мертвом беге, «Печать и революция», кн. 4, 1923; Замошкин Н., Иные глаза, «Новый мир», кн. 4, 1927; Риден А., Советский подросток и школа в художественной лит-ре, «Народный учитель», 1927, № 7–8; Алгасов П. и Пакентрегер С., В поисках строителя, «Печать и революция», кн. 3, 1928; Ковнатор Р., Тени стоящего впереди, «Звезда», 1928, № 5; Фриче В. М., Заметки о современной лит-ре, М., 1928. С. П.
Значение слова АЛЕКСЕЕВ в Литературной энциклопедии
Что такое АЛЕКСЕЕВ
Литературная энциклопедия. 2012