Значение слова ЭРОТ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ЭРОТ

В греческой мифология бог любви. Одно из четырёх космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром (Неs. Theog. 116 — 122). По мифографу 5 в. до н. э. Акусилаю, Эрот , Эфир и Метида ("мысль") — дети Эреба и Ночи, происшедших от Хаоса. У Парменида Эрот мыслится также древнейшим божеством, которое создала Афродита. У орфиков он Протогон («перворождённый»), Фанет ("явленный"), Фаэтон («сияющий»); Эрот — смелый стрелок, крылатый, многоискусный, владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мёртвых и тартара (Hymn. Orph. 58 Abel). По Ферекиду (6 в. до н. э.), сам Зевс, создавая мир, превратился в Эрота . Эрот, таким образом, мыслится всевластной мировой силой. Традиция классической поэзии делает Эрота сыном Зевса (Eur. Hippol. 533), порождением Ириды и Зефира (Ale. frg. 8D), сыном Афродиты и Ареса (Simonid. frg. 24), так что он постепенно принимает черты «златокрылого» (Ariatoph. Av. 1738), «золотоволосого» (Anacr. frg. 5), «подобного ветру» (Sapph. frg. 50) бога, знаменуя постепенный переход к изящному, лёгкому, капризному Эроту эллинистической поэзии. У Аполлония Родосского это хитроумный, но жестокосердный малыш, помыкающий Афродитой, своей матерью (III 111 —159). Классика создаёт также своеобразную мифологическую символику бога любви. Оригинальный миф об Эроте не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, даётся Платоном. У него Эрот — сын Бедности и Богатства, зачатый в день рождения Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу, бездомность (Conv. 203 b-e). Однако даже в поздней античности существовал архаический культ Эрота , которого почитали в Феспиях (Беотия) в виде необработанного камня (Paus. IX 27, 1); в Феспиях же находились изваянные Праксителем и Лисиппом статуи Эрота , изображавшие его в виде прекрасного юноши (IX 27, 1 след.). Характерно, что для Павсания (2 в.) не возникает сомнения, что Эрот — самый юный из богов и сын Афродиты, хотя существовали разные генеалогии Эрота (напр., сын Афродиты и Гермеса, Артемиды и Гермеса и др., Cic. De nat. deor. III 23, 59 след.). Символическо - аллегорическое изображение Эрота даётся Апулеем в «Метаморфозах» (см. в ст. Психея). Эроту соответствуют римские Амур и Купидон.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.