Значение слова СИБИЛЛЫ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

СИБИЛЛЫ

В греческой мифологии пророчицы, прорицательницы, в экстазе предрекающие будущее (обычно бедствия). Имя " Сибиллы " (этимология его неясна), по свидетельству Плутарха (De Pyth. orac. — Об оракулах "пифии", 6), впервые встречается у Гераклита. Первоначально Сибиллы — собственное имя одной из прорицательниц (Plat. Phaedr. 244 b; Aristoph. Pax 1095, 1116). По традиции первой Сибиллы , от которой получили своё имя остальные пророчицы, была троянка, дочь Дардана и Несо (Eustath. 266; вариант: дочь Зевса и Ламии, имя которой впервые было дано ливийцами, Paus. X 12, 1). Эти легенды и этимология имени Сибиллы позволяют предполагать восточное происхождение мифа, хотя в пифийском рассказе, приводимом Павсанием (X 12, 1 — 3), Сибиллами названа греческим именем Герофила и её происхождение связывается с Аполлоном и музами (Plut. De Pyth. orac. 9). Позднее возникли легенды о странствиях Герофилы по Средиземноморью; она жила в Эрифрах, на Геллеспонте, в Малой Азии - Кларосе и Колофоне, на островах Самос и Делос, в Дельфах, а потом в Троаде, где была похоронена в роще Аполлона Сминфейского (Paus. X 12, 5). В эллинистическое и римское время возникли представления о двух, четырёх и даже десяти Сибиллах . Этих Сибилл называли по месту их обитания; некоторые Сибиллы имели собственные имена, хотя имя Герофилы часто переносилось на Сибилл , происходивших из других мест. В Малой Азии обитали фригийская, колофонская, эрифрейская Сибилла , на островах Самос и Делос - самосская и делосская, в текстах упоминается также персидская, халдейская, египетская, палестинская Сибилла . В Древней Греции наиболее известна была дельфийская Сибилла , в Древнем Риме — куманская, тибуртинская (Альбунея) и римская (Кармента). Прорицания Сибиллы не были связаны с определённым оракулом или местностью, не ограничивались точным сроком. Известно предсказание Сибиллы , что спартанка Елена принесёт гибель Трое (Раus. X 12, 2). Считалось, что Сибилла может предсказывать на тысячу лет вперед, она якобы предсказала извержение Везувия (Plut. De Pyth. orac. 9), указала место битвы, положившей конец независимости Древней Греции. Сибилла покровительствовала бежавшему из разрушенной Трои Энею: она предупредила его о грядущих бедах, помогла ему спуститься в подземное царство, чтобы увидеть умершего отца, и предсказала великое будущее основанному им городу (Verg. Aen. VI 9 след.). В Греции, а затем в Риме мифы о Сибилле переплетаются с мифами об Аполлоне. Куманская Сибилла получила от влюблённого в неё Аполлона дар прорицания, испросила у него долголетие, но, позабыв вымолить себе вечную молодость, через несколько столетий превратилась в высохшую старушку (Ovid. Met. XIV 103 — 153). Подобно оракулам, дававшимся пифией, предсказания Сибиллы делались обычно в стихотворной форме — гекзаметром. Впоследствии предсказания кумайской Сибиллы были записаны на пальмовых листьях и составили девять книг — сивиллиных книг (Sav. Verg. Aen III 444). Куманская Сибилла предложила римскому царю Тарквинию Приску купить у неё эти книги, а когда царь отказался, пророчица сожгла три книги; затем она повторила своё предложение и при вторичном отказе сожгла ещё три книги. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги (Dion. Halic. IV 62). Впоследствии к этим книгам были добавлены прорицания тибуртинской Сибиллы и др. Сгоревшие в 83 до н. э. книги были возобновлены при Августе и Тиберии. Сивиллины книги, считавшиеся тайными, хранились особой жреческой коллегией в храме Юпитера Капитолийского, и ими пользовались до 5 в. н. э. Содержание сивиллиных книг представляло собой причудливое смещение греко-римских, этрусских, иудейских и христианских воззрений и верований.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.