Значение слова ЛЕТО в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ЛЕТО

В греческой мифологии дочь титанов Коя и Фебы (Hes. Theog. 404—408), родившая от Зевса Аполлона и Артемиду. Имя Лето сближали с корнем led. leth, указывающим на «ночь» и "забвение", тем более, что мать её Феба — луна, а сестра Астерия — звезда. Однако, вероятнее всего, — это божество догреческого происхождения, и мифы о Лето восходят к догреческим малоазийским корням, а имя её связано с ликийским lada, «жена», "мать". По сообщению Страбона, на реке Ксанф в Ликии (Малая Азия) был храм Лето (XIV 3, 6), на острове Родос ей была посвящена роща (XIV 2, 2), на Крите город с догреческим населением, названный именем Лето . Возможно, этим негреческим происхождением богини объясняется её незаконная связь с Зевсом, преследование её Герой и особенно трудности при рождении близнецов, когда ни один клочок суши не смел принять гонимую Герой Лето . В мифах создан образ Лето как страдающей матери, «вечно милой», "самой кроткой" (Hes. Theog. 406—407), которая благодаря своим детям заняла почётное место на Олимпе. Лето изображается и прославляется как мать и жена (ср. ликийск. Лада). В гомеровском гимне (Hymn. Ноm. I) описывается картина долгих странствий богини по материку и островам греческого мира, её просьба к Делосу стать ей пристанищем и обещание прославить остров великолепным храмом. Девять дней мучается Лето в тяжелых схватках, вокруг её «лучшие среди богинь» — Фемида, Рея, Амфитрита, Диона и др. Злобная Гера задержала богиню родов Илифию под облаками на Олимпе. Через Ириду богини одаривают Илифию ожерельем, и тогда с её помощью появляется на свет Аполлон (I 25 —126). Опасаясь Геры, все отвергают Лето , и только остров Астерия (первоначальное название Делоса) приютил богиню, стар священнейшим из островов; там под пальмами Лето родила своих детей (Callim. Hymn. IV 55—274). Согласно Атенею (XIV, р. 614 в.), на Делосе находилось древнейшее изображение Лето — грубый фетиш в виде неотделанного полена. Лето особенно любима своими детьми, которые оберегают её и убивают тех, кто пытается оскорбить их мать (Тития, Пифона, детей Ниобы). Лето , Аполлон и Артемида всегда единодушны. Они вместе помогают троянцам в Троянской войне, что связано с их малоазийским происхождением. Аполлон спасает Энея, а Лето и Артемида возвращают герою мощь и красоту (Ноm. II. V 445—448). Гермес даже не пытается сразиться с Лето , признавая себя заранее побеждённым. Сама же богиня, подобрав стрелы и лук Артемиды, побитой Герой, отправляется на Олимп, чтобы вместе с Зевсом утешить дочь (XXI 497 — 504). Великую гордость материнства испытывает Лето , когда на Олимпе в доме Зевса появляется Аполлон. Она помогает сыну снять оружие, усаживает его в кресло. И пока все боги трепещут от страха, встав со своих мест, а Зевс подносит сыну в золотой чаше напиток, Лето веселится, сердцем радуясь, что родила столь мощного сына (Hymn. Hom. I 1 —13). Образ Лето — это образ богини-матери, прославленной в детях. В римской мифологии Лето известна под именем Латоны.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.