Значение слова КЛИТЕМЕСТРА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

КЛИТЕМЕСТРА

В греческой мифологии дочь Тиндарея и Леды, супруга Агамемнона. Однажды отец Клитеместры забыл почтить жертвой Афродиту, и разгневанная богиня предсказала, что дочерям Тиндарея суждено быть двух- и трёхмужними. Первой эту судьбу испытала Клитеместра : она вышла замуж за Тантала, внука Нелепа, но Агамемнон, убив Тантала и новорождённого сына Клитеместры , принудил её стать его женой (Eur. Iphig. A. 1148—1156). В новом браке Клитеместра родила трёх дочерей (Ифианассу, Хрисофемиду и Лаодику — согласно «Илиаде», IX 144 след.; в послегомеровской традиции вместо Ифианассы упоминается Ифигения, вместо Лаодики - Электра) и сына Ореста. Вражда Клитеместры к Агамемнону, возникшая после убийства её первого мужа и сына, вспыхнула с новой силой, когда Ифигения была принесена отцом в жертву, чтобы обеспечить благополучное отплытие ахейского флота под Трою. Отсутствием Агамемнона воспользовался Эгисф, который давно домогался любви Клитеместры (Hom. Od. III 248 — 275).

Однако склонить Клитеместру к супружеской измене Эгисфу удалось только после того, как он сослал на необитаемый остров придворного сказителя, которому Агамемнон поручил наблюдать за Клитеместрой

Возвратившийся после победы в Троянской войне Агамемнон был убит Эгисфом. С сер. 6 в. до н. э . в литературной традиции в сюжете убийства Агамемнона возрастает роль Клитеместры . Чаще всего она сама изображается непосредственной убийцей мужа, прикрывая истинную причину преступления (измену с Эгисфом) местью за дочь Ифигению (Aeschyl. Agam. 1412 — 1421, 1521 — 1529, 1551 — 1559). Иногда сообщается, что Клитеместра пошла на убийство Агамемнона, боясь разоблачения в его глазах (Pind. Pyth. XI 22—29). Царствуя после этого в Микенах вместе с Эгисфом, Клитеместра в угоду ему всячески притесняет дочь Электру и со страхом ожидает растущего на чужбине Ореста. Последние минуты жизни Клитеместры , погибающей от руки сына, изображаются в афинских трагедиях 5 в. до н. э. по-разному. У Эсхила в «Хоэфорах» (887 — 891) она готова с оружием в руках защищать свою жизнь против Ореста, у Еврипида в "Электре" образ Клитеместры значительно смягчён, и убивший мать Орест чувствует себя глубоко подавленным, совершив новую кровавую месть. Об отражении сюжетных линий мифа в литературе, изобразительном и музыкально-драматическом искусстве см. в статьях Агамемнон, Ифигения, Электра.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.