Значение слова ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

КНИССА - мясной запах жертвы, которым питаются боги

ЛИБАТИЙ - обряд, при котором вино, молоко или кровь льют на алтарь.

МЕЛИКРАТОН - возлияние из смеси воды и меда

ОЛОКАУТОМА - всесожжение

ТУОСКОС - жертвоприноситель и предсказатель будущего по пламени и дыму

ФАРМАК - человек, которого приносят в жертву (или он сам). Его или побивали камнями, или изгоняли из города, объявляя отныне неприкосновенным, вложив ему в руки сушеные винные ягоды, ячменную лепешку и сыр. Или подвергали ритуальным семи ударам прутьми из морского лука по половым органам, сжигали и пепел развеивали над морем.

У опунтийцев люди привозили первины ячменя, тот, кто их принимал - "ячменник". Жрецов два: один почитал богов, другойдемонов.

Предмет жертвования

Предмет, который жертвовали богу и который был принят им, становился священным - иепон. Похищение его, перенесение в другое место, изменение его назначения и поднятие на него руки было святотатством. Жертвоприношение можно было лишить его священного характера и сделать из него употребительный предмет лишь по вмешательству общественной власти с согласия религиозной власти.

Лица, посвященные в мистерии (mustai), как можно долее носили те платья, в которых были посвящены, а потом приносили их в дар божеству

Часто случалось, что владельцы стад заранее обрекали то или другое животное на жертву божеству, после чего такие животные считались священными ( iera boskhmata ) и, по общему поверью, имели особенно цветущее здоровье.

В Аргосе были посвящены Гере лошади, происходившие, по преданию, от кобылиц Диомеда, похищенных Гераклом и посвященных богине Эврисфеем.

Печения жертвовались всем богам и притом с соблюдением тех же обычаев, которые соблюдались при кровавых жертвах: в жертву небесным богам они сжигались на алтарях, подземным богам и душам усопших - на escara или на гробнице, при жертвоприношении морским или речным богам - бросались в воду. Иногда, впрочем, жертвенные печенья просто клались на алтари, откуда через некоторое время жрецы собирали их и употребляли в свою пользу; это не ставилось им в упрек, так как объяснялось тем, что божество дарит своим слугам те приношения, в которых само не имеет надобности; подобным же образом при принесении в жертву животных некоторые части их обязательно шли в пользу жрецов под названием ierwsuna.

Некоторые божества или совсем не допускали возлияний или допускали только «трезвые» возлияния (nhfalia), состоявшие обыкновенно из медовой сыты (melikraton), иногда смешанной еще с молоком; таковы были, например, подземные божества, затем Эриннии, нимфы и Музы с матерью своей Мнемосиною. В честь других богов, допускавших возлияния вином, «трезвые» совершались иногда в определенных случаях. Для возлияния в честь умерших на их могилах употреблялось melikraton с молоком и иногда с маслом.

Рыбы вообще не считались годными для жертвоприношения, однако и относительно их были исключения. Ценные угри из Копаидского озера в Беотии нередко приносились в жертву; при ловле тунцов рыбаки в случае хорошего улова жертвовали Посейдону первую или лучшую из пойманных рыб (Афин. VII, 297); Гекате, Коре и Приапу жертвовалась рыба triglh, а героям иногда даже соленая рыба.

Лошади почти всегда жертвовались белые.

В Дельфах предлагали им лакомую пищу, - быкам ячмень, а свиньям горох, - и если они не ели ее, то признавались нездоровыми; коз обливали холодною водою и, если они при этом оставались спокойными, то, также признавались негодными.

При жертвоприношениях хтоническим божествам

жертву сжигали целиком - всесожжение (олокаутома). Пепел зарывали в землю или собирали в яму с кровью - эс ботрон. В жертву хтоническим божествам приносили животных черной масти, вечером, возлияния - смесью молока и меда, алтарь низкий. Вечером или ночью (и душам). Только трезвые возлияния.

Всем дарили вазы, чаши, отнятую у врагов добычу. Быков для жертвоприношений брали по возможности не старше 5 лет, не познавших ярма. Подземным и морским - черных животных

Лебедей в жертву не приносили.

Масло употреблялось для поливания сжигаемых на алтарях жертв с целью способствовать скорейшему их сгоранию, причем уже не составляло возлияния в собственном смысле.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.