(кит. транскрипция санскр.Veda) в китайской буддийской мифологии небесный воитель, хранитель монастырей и закона будды. Первоначально Веда - сын Шивы и Агни, один из восьми полководцев, возглавляющих небесное воинство четырех небесных царей, хранителей небесных врат по четырем сторонам света. Упоминается в «Махапаринир-ванасутре» и в «Суварнапрабхаса-сутре». В. выступает также как демон, насылающий детские болезни и охраняющий от старения. Представляется как самый мощный из восьми полководцев, охраняющий южную сторону. Веда особую популярность под именем В. приобрел в Китае, выделившись среди остальных. В «Жизнеописании наставника по Трипитаке из обители Даэньсы» (т. е. Сюань-цзана, 602- 664) упоминается как предводитель демонов и духов, которому Шакьямуни перед уходом в нирвану велел хранить закон. В «Записях о прозрении наставника Дао-сюаня» (7 в.) описан как военачальник, изгоняющий бесов и бесовок и вливающий в монахов новые силы, освобождая их от сомнений. Помогает всем живущим избавиться от страданий и обрести путь к истине. Начиная с 7 в. во всех китайских храмах у входа воздвигались его статуи как стража закона и обители. Изображается в латах и шлеме, сложенные вместе руки прижимают к плечам горизонтально расположенный меч. В описаниях В. подчеркивается его стремительность при преследовании злых духов. В пару ему может располагаться любой другой дух - хранитель обители или бодхисатва Гуань-инь в грозном обличье.Лит.: Мотидзуки Синко, Букке дайдзитэн (Энциклопедия буддизма), Токио, 1963, с. 125-26. Л. н. Меньшиков.
Значение слова ВЭЙТО в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое ВЭЙТО
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012