Значение слова БУЛЕ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

БУЛЕ

совет. Уже у Гомера мы видим противоположение совета знатных и князей общему собранию войска (Il. 2). В аристократических государствах главы знатных фамилий, призванные к тому по выбору или по рождению, образовали совет, в котором сосредоточивалась государственная власть; в демократических мы видим выборных от верховной народной общины, которые назывались советом, Б., и состояли из ежегодно избиравшихся или назначавшихся по жребию членов. Аристократические сенаты носили, как в Спарте, большей частью имя gerousia (boulh gerontwn). Полномочия такой Б. были в каждом государстве различны. Лучше всего нам известно положение афинской Б. пятисот, которой мы поэтому и ограничимся. (О другом, по своему составу и положению более аристократическом афинском совете на Ареопаге см. Areopagus). Совет состоял, по учреждению Солона, из 400 членов, имевших более 30-ти лет от роду, по 100 на каждую из 4-х ионийских фил. К этой должности сначала не допускались принадлежавшие к последнему солоновскому классу феты. Класфен увеличил число членов до 500, по 50 на каждую из 10-ти вновь учрежденных им же фил, и ввел, вероятно, вместо выборов жребий (бобы, поэтому apo kuamou lacein). Аристид наконец дал и фетам право быть булевтами, так что каждый гражданин, перешедший за 30 лет и бывший в обладании всех политических прав, мог сделаться членом Б. В 306 г. число булевтов возросло до 600 вследствие того, что были присоединены две новые филы, названные по имени Антигона и его сына Димитрия Полиоркета. Впоследствии снова возвратились на некоторое время к прежним 10 филам и 500 булевтам, пока в 265 г. не была учреждена фила Птолемаида (по имени Птолемея Филадельфа) и в 200 г. Атталида (по имени Аттала I, царя пергамского); при Адриане была учреждена даже 13-я фила, Адрианида. Число членов, состоявшее со времени присоединения Птолемаиды и Атталиды, во всяком случае, из 600, было снова доведено до 500. Перед вступлением в должность члены должны были давать клятву: заботиться о благе государства и не пытаться преступать своих полномочий. Личными преимуществами булевтов во время нахождения их в должности была свобода от военной службы, особое место в театре и право носить миртовый венок. Кроме того, всякий булевт получал за каждый день, когда бывало заседание, в виде жалованья, драхму, misqoV bouleutikoV. По истечении года весь совет, после того как им был отдан отчет, был награждаем от народа золотым венком, если только он удовлетворительно исполнял свои обязанности. Жертвоприношения при вступлении булевтов в должность назывались eisithria, а по окончании должности exithria. Обязанность этого сената заключалась прежде всего в том, что он совещался предварительно обо всем, что должно было быть предложено народу (Plut. Sol. 19), некоторое ограничение демократии, которое, впрочем, впоследствии нарушалось иногда. Этому положению его соответствовало и то, что он принимал доклады полководцев и вводил в народное собрание чужеземных послов. Кроме того, у совета была очень широкая административная деятельность. Xen. rep. Athen. 3, 2. Он имел наблюдение за всем управлением, особенно за финансами: был обязан отдавать в аренду государственные доходы, именно доходы с государственных имуществ, пошлины, подушную подать и подать с промыслов для не граждан, и собирать арендную плату, причем мог даже заключать в тюрьму неисправных плательщиков и их поручителей (Demosth. Timocr. 146). Далее перед ним происходила докимасия архонтов и, может быть, всех остальных должностных лиц. Кроме того, он имел и судебную власть, но ограниченную, так как мог только налагать денежный штраф до 500 драхм, тогда как более тяжкие преступления, о которых ему доносили, должен был передавать в суды. Решения, которые он принимал (конечно, по тем вопросам, которые подлежали кругу его деятельности), имели силу только на тот год, когда он был облечен властью. Demosth. Aristocr. 92. Самостоятельную власть он имел только тогда, когда народ делал autoktratwr'oм. Andoc. myst. 15. Demosth. fals. leg. 154. Собрания совета происходили ежедневно кроме праздничных дней, именно в Bouleuthrion. Для облегчения хода дел и для всего управления, также чтобы не оставлять государство никогда без совещательной власти, весь совет был разделен на 10 частей, по числу фил, так что каждое отделение состояло из 50 членок. Каждое отделение было обязано десятую часть года подряд быть в течение целого дня в сборе, в QoloV, близ Bouleuthrion, в древние времена в Prutaneion, в заранее определенном по жребию порядке, т. е. по 35 или 36 дней (аттический лунный год имел 354 дня, високосный год 384 дня), а в високосном году по 38 или 39 дней; в Prutaneion же члены совета обедали прежде с почетными гостями государства (см. Aeisitoi и SithsiV), впоследствии в QoloV, тогда как обед со стороны государства остался в Prutaneion. Обязанность одного из этих 50-ти и время исполнения им этой обязанности назывались пританией (prutaneia); те 50, которые были на очереди, назывались prutaneiV (другие значения см. PrutaniV); fulh prutaneuousa, председательствующая фила. Пританы выбирали на каждый день по жребию одного epistathV из своей среды, который председательствовал в совете и в народном собрании и хранил ключи от крепости и от архива, равно как государственную печать. Позже, вскоре после архонта Навсиника (378 г. до Р. X.), вышеупомянутый epistathV, созвав совет, выбирал по жребию 9 proedroi, по одному из каждой филы, кроме fulh prutaneuousa, и одному из этих девяти и "его sumproedroi", как мы читаем на надписях, передавал председательство в совете и в народном собрании. Этот уже называется тогда также epistathV. EpistathV председательствующей филы, fulh prutaneuousa, имел теперь только председательство между пританами, хранил ключи и печать и избирал вышеназванных proedroi, а fulh prutaneuousa более ничего не делала, как только оставалась в QoloV и выбирала ежедневно одного epistathV. К совету принадлежал далее grammateuV o kata prutaneian klhrwqeiV, который был выбираем по жребию для каждой притании, обыкновенно из числа пританов (по имени секретаря первой притании, oV prwtoV egrammateue, обозначался иногда год); он должен был заботиться о хранении постановлений; далее избираемый советом grammateuV twn bouleutwn; в-третьих, назначенный народным собранием grammateuV, читавший в совете и в народном собрании постановления. Все трое были булевтами. Кроме того, был еще контролер (antigrafeuV thV boulhV) и несколько второстепенных grammateiV, upogrammateiV и т. д.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.