Значение БОНА ДЕА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

БОНА ДЕА

(Bona Dea, букв.«добрая богиня») в римской мифологии одна из богинь-матерей, имя которой было табуировано. Священнодействия в честь Б. д. отправлялись в мае в ее храме на Авентине, в декабре - в доме высшего магистрата, жена которого приносила богине жертвы от всего римского народа. В священнодействиях участвовали весталки и замужние женщины, присутствие мужчин исключалось (проникший во время праздника Б. д. в дом верховного понтифика Юлия Цезаря П. Клодий в 62 до н. э. был обвинен в святотатстве). Б. д. отождествлялась с ученой дочерью Фавна, принявшей вид змеи, чтобы избежать кровосмесительной связи с отцом (Serv. Verg. Aen. VIII 314), с матерью-землей, Юноной, Гекатой. Onc (Macrob. Sat. I 12, 18). Она связывалась с лесом, растительностью, особенно целебными травами, магией. Культ Б. д. был наиболее широко распространен среди низших классов, из которых часто выходили ее служительницы - министры и магистры. Эпитеты Б. д.: «полевая», «кормилица», «целительница», покровительница сельской общины - пага (Pagana), отдельных имений и местностей и вместе с тем «могучая», «светоносная», «небесная», «царица». Иногда Б. д. объединяли с богом лесов и усадеб Сильваном. Ей посвящались рощи, часовни с очагами, зеркала как орудия колдовства. Изображалась с рогом изобилия и змеями. Е. Ш.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.