Значение слова БОДОНЧАР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

БОДОНЧАР

в мифологии монгольских народов предок Чингисхана, сын праматери рода Чингисхана Алан-гоа. Б. родился спустя некоторое время после смерти Добун-мергена, мужа Алан-гоа (в некоторых вариантах - вместе с двумя братьями). Его отцом было небесное (солнечное) божество, которое приходило к Алан-гоа после заката в виде желтого человека, а уходило перед восходом в облике желтого пса совмещение двух концепций происхождения героя: небесного (солярного) и тотемического. В тюркских генеалогиях Чингисхана чудесно-рожденным сыном Алан-гоа (Алангу) оказывается сам Чингисхан, Б. же (Боденжар) называется лишь в числе его «земных» старших братьев. Старшие братья обвиняют Б. в том, что он незаконнорожденный, и это вынуждает Алан-гоа раскрыть тайну своей связи с небожителем. Тем, что после смерти матери братья лишают Б. положенной ему доли наследства, и своим прозвищем Мунгхаг («простак») он напоминает героя волшебной сказки. Отселившись, Б. занимается соколиной охотой: с места его стоянки при северо-западном ветре летит птичий пух, подобный снежным хлопьям. Ежедневно он заходит в стойбище соседнего племени. Однажды Б., воспользовавшись помощью разыскавших его братьев, совершает вооруженное нападение на это племя, не имевшее ранее вождя, и становится его главой (ср. БОРТЕ-ЧИНО ), захватив себе в жены беременную женщину.Лит.: Козин С. А., Сокровенное сказание, М.-Л., 1941; Шара Туджи. Монгольская летопись XVII века, пер. Н. П. Шастиной, М-Л., 1957; Лубсан Данзан, Алтай тобчи, пер. с монг., введение, коммент. Н. П. Шастиной, М., 1973; Балданжапов П. Б., Altan Tobci, Монгольская летопись XVIII в., Улан-Удэ, 1970; Автобиография Тимура. Богатырские сказания о Чингис-хане и Аксак-Темире, пер. с тюркского и джагатайского, вступит. статья В. А. Панова, М., 1934. С. Ю. Неклюдов.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.