Значение БИСЯ ЮАНЬЦЗЮНЬ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

БИСЯ ЮАНЬЦЗЮНЬ

(«госпожа лазоревых облаков», иной перевод «госпожа лазоревой зари») в китайской даосской и народной мифологии богиня - чадоподательница и покровительница детей, а также лис. Ее местопребыванием считается священная гора Тайшань (провинция Шаньдун), где был особенно распространен ее культ. Полный ее титул - Дуньюэ Тайшань тяньсянь юйнюй бися юаньцзюнь («Восточного пика горы Тайшань небесная фея нефритовая дева госпожа лазоревой зари»), однако в фольклоре она известна больше под именем Тайшань няннян («матушка горы Тайшань»). По наиболее распространенной версии, Б. ю. - дочь повелителя горы Тайшань. Ее появление обычно сопровождается ураганным ветром и ливнем, как символом слияния неба и земли, которое дает жизнь всему на земле, отсюда, видимо, уже и почитание Б. ю. как чадоподательницы. Культ ее как богини Тайшаня прослеживается с эпохи Хань (3 в. до н. э. - 3 в. н. э.). По другим версиям, Б. ю. - либо седьмая дочь Хуан-ди («Желтого государя»), либо фея горы Хуашань, либо обожествленная дева или шаманка. В последней версии, возможно, отразились реликты древнейших верований.В храме Б. ю. на горе Мяофэншань под Пекином, напр., во время моления ей махали веером (иногда железным) и били в барабан, подобно тому как это делали в древности, призывая дождь. Моления в этом храме устраивались с 1 по 15 число 4-й луны, когда на севере прорастали посевы и дождь был особенно нужен. На горе Тайшань ее храм открывали 18 числа 4-й луны, так как считалось, что Б. ю. спит 9 месяцев в году, в этом также прослеживается древняя связь Б. ю. с аграрными культами.Среди легенд о Б. ю. древнейшая в «Бо у чжи» («Описании всех вещей») Чжан Хуа (3 в. н. э.): князь Вэнь-ван (11 в. до н. э.) во сне увидел плачущую богиню Тайшаня, которая сказала, что она выдана замуж за владыку Западного моря. Сейчас она не может вернуться на Восток, так как путь ее лежит через Гуаньтань, правителем которой назначен кудесник Цзян-тайгун, и она не осмеливается пронестись там с бурей и дождем. На другой день Вэнь-ван отозвал Цзян-тайгуна. Тотчас полил ливень. Это богиня промчалась на родину.Однако в поздние эпохи Б. ю. была более популярна в Китае как чадоподательница (как бы даосский вариант буддийской Гуанъ-инъ). В храмах ее обычно изображали матроной, сидящей на красном троне, в особом головном уборе в виде трех птиц с распростертыми крыльями, в чем можно предположить влияние представления о трех птицах, служанках Си-ван-му («владычицы запада»). По бокам от нее стоят две помощницы: Яньгуан няннян («государыня божественного зрения») с огромным глазом в руках, которая охраняет младенцев от глазных болезней, и Сун-цзы няннян («государыня, приносящая детей») с новорожденным в руках. В ее окружении еще шесть богинь - покровительниц различных периодов детства: от богини зачатия до богини, уберегающей от оспы (Доу-шэнь). В Юго-Восточном Китае, например в провинции Фуцзянь, культ В. ю. отчасти вытеснен, отчасти слился с местным культом Линьшуй-най («матушки из Линьшуя»), также дарующей потомство.Лит.: Гу Цзе - ган, Мяофэншань (Гора Мяофэншань), Кантон, 1928; Exposition d'iconographie populaire. Images ritualles du Nouvel An, Peking, 1942, с. 226-29;Сhavannes E., Le T'Ai-chan, P., 1910. Б. Л. Рифтин.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.