в восточнославянской мифологии священное дерево. Б. почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика («семицкая Б.»), когда в селение вносили распустившееся дерево и девушки надевали на голову венки из зелени, в чем виден след мифологического уподобления девушки мировому дереву (Б. как символ ритуальной чистоты известна также в германской, балтийской, центральноазиатской традициях). Б., как перевернутое корнями вверх древо мировое, фигурирует в русских заговорах: «На море на Океяне, на острове Кургане стоит белая береза, вниз ветвями, вверх кореньями». Как след культа Б. можно рассматривать и восточнославянское имя Береза. Использование Б. для изготовления обрядовых символов (как у толка «березовщиков» - старообрядцев в Пермской области) имело архаические истоки. Во 2-й половине 19 в. на бересте писали прошения к лешим, которые приколачивали к деревьям. Сходная обрядовая роль руны со значением «береза» известна у древних германцев, главный бог которых - Один - пригвоздил себя к мировому дереву, с тем чтобы обрести знание рун. Вероятно существование у восточных славян в древности особого духа Б., подобного прусскому Бирзулису.Лит.: Зеленин Д. К., Тотемы - деревья в сказаниях и обрядах европейских народов, М.-Л., 1937. В. И., В. Т.
Значение слова БЕРЕЗА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое БЕРЕЗА
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012