Значение слова БЕЛ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

БЕЛ

I [/c] в греческой мифологии царь Египта, сын Посейдона и нимфы Ливии, брат-близнец Агенора (отца Европы), отец Эгипта и Даная (Apollod. II 1, 4; Aeschyl. Suppl. 316-322). Б. относится к числу персонажей, которые сами не имеют развитой мифологической биографии, но являются родоначальниками поколений будущих героев. а. т.-г. II (аккад., от общесемит. Балу, «владыка», «господин»)[/c] в аккадской мифологии обозначение некоторых богов, прежде всего Энлиля; затем, со старовавилонского периода, могло быть эпитетом любого бога, с касситского периода - исключительно Мардука (в греч. передаче применительно к Мардуку - Белос); к 2-1-му тыс. до н. э. в единый образ «владыки» - Б. сливаются Энлиль и Мардук (в Ассирии - Энлиль и Ашшур). Такое обозначение отдельных богов нарицательными именами было свойственно и др. семитским народам. В. А.[/trn] В западносемитской мифологии Б. (вариант Бол) имя бога (возникшее под аккадским влиянием), широко почитавшегося в Сирии с конца 2-го тыс. до н. э. В Пальмире Б. - верховное божество - владыка мира, глава триады богов (в нее входили также Йарихбол и Аглибол), игравших там (наряду с параллельной, а возможно, тождественной ей, триадой Баалшамем - Малакбел - Аглибол) наиболее заметную роль. Изображения Б. в образе быка или человека с головой быка свидетельствуют о том, что он, очевидно, считался носителем плодоносящей силы. В эллинистический период отождествлялся с Зевсом и Паном. Известны сказания о его борьбе с Тифоном (Йамму). Мифы о Б, вероятно, восходят к древнейшим о Балу.Место Б. (также и Баалшамема) в триадах мог занимать бог, именовавшийся «тот, чье имя благословенно в вечности» (его имя было запретным), культ которого был широко распространен в Пальмире во 2-3 вв. н. э. и, видимо, сложился как религиозно-этическое учение о божьем милосердии и воздаянии.Слово «Б.» иногда служило эпитетом пальмирского бога земли Арцу, или Арду ('rsw, «земля»): «Арцубел», т. е. «Арцу-владыка». Этот бог, очевидно, ведет происхождение от арабской богини Руда; возможно, оба они восходят к угаритской Арцай, дочери Балу.[/trn] и. Ш.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.