Значение слова АМФИТРИОН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

АМФИТРИОН

В греческой мифологии сын тиринфского царя Алкея и дочери Пелопа Астидамии, внук Персея. Амфитрион принял участие в войне против обитавших на острове Тафос телебоев, которую вел его дядя микенский царь Электрион. В этой войне погибли сыновья Электриона. Отправляясь в поход, Электрион поручил Амфитриону управление государством и дочь Алкмену. Во время проводов Амфитрион , нечаянно убил царя дубинкой, брошенной в корову, и ему пришлось бежать из Микен, взяв Алкмену и её младшего брата (Apollod. II 4,6). Они нашли приют у фиванского царя Креонта, который очистил Амфитриона от греха нечаянного убийства. Алкмена соглашалась стать его женой только после того, как он отомстит телебоям за смерть её братьев. Креонт обещал Амфитриону помощь в войне с телебоями, если он уничтожит разорявшую окрестности Фив свирепую тевмесскую лису, уходившую от всех преследователей. Знаменитый афинский охотник Кефал одолжил Амфитриону чудесную собаку, догонявшую любого зверя. Состязание между зверем, которого никто не мог поймать, и собакой, от которой никто не мог убежать, завершилось решением Зевса превратить обоих животных в камни (Paus. IX 19,1). Заручившись поддержкой Креонта, Кефала и других героев, Амфитрион опустошал острова телебоев, но столицу нельзя было захватить, пока там правил Птерелай, которого Посейдон сделал бессмертным, вырастив на его голове один золотой волос (Apollod. II 4,5—7). Дочь Птерелая Комето, влюбившись в Амфитриона , вырвала у отца этот волос, отчего тот умер, и обеспечила тем самым победу фиванцам. Амфитрион захватил все острова телебоев; убив Комето и захватив добычу, он отплыл в Фивы, Пока Амфитрион отсутствовал. Зевс, приняв его образ, явился к Алкмене и от него она зачала Геракла. Амфитрион узнал о невольной измене жены, но примирился с ней; Алкмена одновременно родила Ификла от Амфитриона и Геракла от Зевса. Амфитрион полюбил обоих сыновей и был учителем Геракла в искусстве вождения колесницы. Когда минийцы — жители беотийского Орхомена наложили на Фивы дань, Амфитрион отважно сражался вместе с Гераклом против них и погиб в этой войне (Herodot. V 59; Apollod. II 4,11).

Из всех сюжетных линий мифа об Амфитрионе драматургия восприняла одну: сошествие Зевса на землю в облике Амфитриона для того, чтобы добиться взаимности Алкмены. К мифу обращались многие греческие авторы (Эсхил, Софокл, Еврипид и др.), но ни одно из их произведений не сохранилось. Широкую популярность обрела комедия Плавта “ Амфитрион ”; создавалось много переводов и переделок этой комедии (особенно в 15 —16 вв.). Наиболее значительные из интерпретаций: в 17 в. — “Два Созия” (у Плавта Меркурий действует в образе Созия, слуги Амфитриона ) Ж. Ротру; “ Амфитрион ” Мольера; “ Амфитрион , или Два Созия” Дж. Драйдена; в 18 — 19 вв. " Амфитрион " Г. Клейста; в 20 в. — “ Амфитрион 38” Ж. Жироду; “Дважды Амфитрион ” Г. Кайзера; “В доме переночевал бог” Г. Фигейреду. Миф послужил сюжетом немногих опер в 17 — 19 вв. (“Юпитер и Алкмена” Н. А. Штрунгка; “ Амфитрион ” Ф. Гаспарини; “ Амфитрион " А. Гретри); среди опер 20 в. наиболее значительна “Фиванская кукушка" Э. Вольф-Феррари.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.