в мифологии туркмен и узбеков хорезмского оазиса покровитель (см, Пиры) певцов и музыкантов. А. также наделяет шаманским даром, но может и лишить человека рассудка. Возможно, образ А. сформировался под влиянием мифов о первом шамане и певце Коркуте. Считалось, что для обретения дара музыканта надо совершить паломничество к могиле А. и провести там ночь, играя на дутаре и распевая песни. А. должен явиться паломнику и благословить его на занятие музыкой и пением. В народной поэме «Неджеб Оглан» А., благословляя своего ученика, музыканта и певца, дарит ему чудесный дутар. А. - один из персонажей эпоса о Героглы (см. КЕР-ОГЛЫ ), в котором он помогает другу Героглы сыну кузнеца Керему жениться на богатырше Харман-Дяли, побеждавшей всех женихов (в т. ч. и самих Героглы и Керема) в состязании в музыке и пении. Харман-Дяли терпит в конце концов поражение от спрятавшегося в могиле А., который уступает Керему свое право жениться на ней. Этот рассказ аналогичен одному из мифов о Коркуте, в котором тот помогает герою добыть невесту, победив ее безумного брата, убивавшего всех сватов. Лит.: Басилов В. Н., Культ святых в исламе, М., 1970, с. 63, 66. в. Б.
Значение слова АШЫКАЙДЫН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое АШЫКАЙДЫН
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012