Значение слова АШВАМЕДХА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

АШВАМЕДХА

(др.-инд. asvamedha) в древнеиндийской мифологии ритуал жертвоприношения коня (см., напр., миф о САГАРА ). Мифы об А. отражают реальную церемонию жертвоприношения, засвидетельствованную еще в ведийское время. Царь, желавший потомства, выпускал на волю коня и вместе с войском следовал за ним, подчиняя правителей тех стран, где оказывался конь. Поход продолжался год и был прелюдией к А. Затем возводили особое ритуальное сооружение - причинаванса, матица которого ориентирована на восток; внутри размещались очаги для трех ритуальных огней; к востоку ставили большой алтарь с очагом в виде птицы; в центре этого очага находился «пуп вселенной». Далее выбирали коня определенной масти и приносили его в жертву (иногда условно). Престиж А. был столь велик, что совершившего сто А. считали способным низвергнуть Индру и стать царем вселенной. В упанишадах с А. связывалось сотворение мира из частей коня (ср. Брих.-уп. I 1 и др.). А. подробно описывается в «Шатапатха-брахмане», «Ваджасанейи-самхите Яджурведы» и других текстах. Ритуал А. обнаруживает ряд аналогий в традициях других народов.Лит.: Иванов В. В., Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологических терминов, образованных от asva-«конь», в кн.: Проблемы истории языков и культуры народов Индии, М„ 1974, с. 75-138; Dumont P.-E., Asvamedha. Description du sacrifice solennel du cheval dans Ie culte vedique.... P., 1927; Bhawe Sh., Die Yajus' des Asvamedha, Stuttg., 1939; Kirfel W., Der Asvamedha und der Purasamedha. в кн.: AIt-und Neu-Indische Studien, t. 7, Hamb., 1961, S. 39-50; Kane P. V.. History of Dharmasastra, v. 2, pt 2, Poona, 1941. В. Н. Топоров.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.