Aus(s)chauts, Auxschautis, Auschauten, Auscautum, Auscutum, в прусской мифологии бог врачевания, по функции сопоставляемый с римским Эскулапом (в письменных источниках 16-17 вв.). Иногда уточняется, что А.- бог целостности, неповрежденности, что он отгоняет болезни и даже грехи (ср. рим. Сатурн). Связь А. с человеком, здоровьем, культурой отличает его от божеств природы, а также от Пильвитса - бога материального блага, богатства (см. БАЛТИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ ). Имя А. у авторов 17-18 вв. (М. Преториус, Г. Стендер и др.) легко изменяло свою форму под влиянием других теофорных имен (напр., Пушкайтса или Аушры) или народной этимологии. Так, прус. Ausszwaito и особенно литов. Auszweikis, Ausweitis, Atsweik?ius воспринималось в связи с литов. atsveikti, «выздороветь», a Auskuhts и латыш. Auskuts,- как «стригущий овец». Возможно, восточнобалтийские примеры А. искусственны. Правильное объяснение имени А.- «бог, который дает здоровье и отгоняет болезни» («отстреливает» их, ср. прус. аи - «от», «прочь» и литов. ?auti, «стрелять», а также заговорный мотив «отстреливания» болезней в балтийском фольклоре).Лит.: Mierzynski A., Die saml?ndische Gottheit Auszauts, «Sitzungsberichte der Prussia», 1900, № 21; B?ga К., Pr?su dievas Au?autas, в сб.: Rinktiniai ra?tai, т. 2, Vilnius, 1959. В. И.. В. Т.
Значение слова АУШАУТС в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое АУШАУТС
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012