Значение слова АТЛИ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

АТЛИ

(др.-исл. Atli) Этцель (нем. Etzel), герой германо-скандинавского героического эпоса; исторический Аттила, гуннский король (434-453). Эпос концентрирует внимание на двух моментах: на разгроме гуннами во главе с А. бургундского королевства на Рейне (437) и на смерти А., но эти действительные события до неузнаваемости переработаны эпическим сознанием. Образ А. получил различную трактовку в северной (скандинавской) и континентальной (южногерманской) традициях. В исландских эддических песнях, в «Саге о Вельсунгах», в норвежской «Саге о Тидреке» А. - злой и жадный властитель, коварно заманивший в ловушку бургундского короля Гуннара (из рода Гьюкунгов) и его брата Хегни, стремясь завладеть их золотым кладом (см. в ст. НИБЕЛУНГИ ), и подвергший их мучительной казни; их сестра Гудрун (жена А.) страшно мстит ему, и А. погибает от ее руки (сюжет мести Аттиле со стороны его жены - сестры бургундских королей вырос из исторических преданий о его смерти на ложе германской пленницы Ильдиго). По «Саге о Тидреке», А. погибает иначе: смертельно раненный Хегни успевает еще зачать сына, который вырастает при дворе А. и заманивает его в горную пещеру, где спрятан клад; запертый там гуннский король умирает голодной смертью близ столь желанного им золота. По некоторым версиям, А. губит бургундов, мстя за свою сестру Брюнхилъд (явно поздний мотив, связанный с циклизацией поначалу различных эпических преданий). В некоторых легендах А. приданы дьявольские черты (утверждали, что он был зачат от собаки, и т. п.). В континентальных вариантах германского эпоса (в германской героической песни «Вальтарий», переведенной на латинский язык, и в особенности в «Песни о нибелунгах») Этцель (А.) предстает в виде могущественного и великодушного монарха, возглавляющего огромную державу, где нашли прибежище многие герои, но вместе с тем человека слабого и нерешительного, который пассивно наблюдает за развертывающейся в его палатах катастрофой - гибелью бургундов и собственных дружинников, а также его сына и Кримхильды (Гудрун), его жены, мстящей братьям за убийство ее первого мужа Зигфрида (Сигурда).А. не связан с германским мифом, но в эддических «Песни об Атли» и «Речах Атли» расправа, которую гуннский король учиняет над Гуннаром и Хегни, по-видимому, первоначально представляла собой ритуальное жертвоприношение: у Хегни вырезают сердце, Гуннара бросают в яму со змеями, причем сам А. торжественно сопровождает Гуннара к месту его казни; в момент, когда А. отправляется в этот путь, Гудрун призывает на него проклятье, ибо он нарушил клятвы, данные в свое время Гуннару, в т. ч. клятву на «кольце Улля». В песнях древние ритуалы, сопряженные с мифом, уже переосмыслены и не осознаются как таковые.Лит.: Beсker J., Die Atli-Lieder der Edda, «Beitr?ge zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur», 1908, Bd 33; Boor Н. de, Das Attilabild in Geschichte, Legende und heroischer Dichtung, Bern, 1932; Wais K., Fr?he Epik Westeuropas und die Vorgeschichte des Nibelungenliedes, Bd 1, T?bingen, 1963; Гуревич А. Я., "Эдда" и сага, М., 1979. а. Я. Гуревич.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.