(др.-инд. Aryaman, собственно «дружественность», «гостеприимство») в ведийской мифологии божество класса адитьев. Упоминается в «Ригведе» около 100 раз (обычно с Митрой и Варуной). Образ А. весьма абстрактен. Его характеристики чаще всего общи всем адитьям. Так, он заполняет воздушное пространство, дает богатства (даже без просьбы). Он сын Адити. Подчеркивается дружественность А. (РВ VI 50, 1; VII 36, 4), благосклонность; он близок к девицам (V 3, 2); его молят о согласии в доме (X 85, 43); как и Бхага, он дарует супруга или супругу («Тандья-Маха-брахмана» XXV 12, 3), процветание. В гимне Сурье А. и Бхага сопровождают брачную пару. Связь А. с Бхагой подчеркивается и в других мотивах (ср. Тайтт.-бр. I 1, 2 4). Вместе с Митрой и Варуной А. объединяет людей (РВ Х 126, 1 и след.); он заставляет их каяться и искупать вину (I 167, 8), он связан с ритой. Наряду с нравственным аспектом есть указания и на связи с солнцем, огнем. А. отождествляется с Агни (II 1, 4), упоминается вместе с солярными божествами Сурьей и Сави-таром, однажды (Тайтт.-самх. II 3, 4) непосредственно назван солнцем. Индо-иранские истоки А. очевидны (ср. авест A'ryaman- и т. д.; ср. связь имени А. с названием ариев). Лит.: Thieme P., Der Frerndling im Rgveda. Eine Studie ?ber die Bedeutung der Wortc: Ari, Arya. Aryaman und Arya, Lpz., 1938; его же, Mitra and Aryman, New Haven, 1957; Bhattacharjl S., The Indian Theogony, Camb., 1970, p. 219-20. В. Т.
Значение слова АРЬЯМАН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое АРЬЯМАН
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012