в мифологии абхазов и абазин верховное божество, творец природы и людей (часто к его имени присоединяется эпитет «нас породивший»), повелитель и вседержатель мироздания. Обладает всеми совершенствами: всемогуществом, всеведением, абсолютной благостью, безграничностью, неизменяемостью и т. п. Пребывает на небе (часто наделяется и эпитетом «вверху находящийся»), Когда он спускается с неба, гремит гром, когда поднимается, - сверкает молния. Гром и молния - его карающая сила. Мать А. - из рода Хеция (от абхазского ахяца, «граб»), поэтому молния никогда не поражает грабовые деревья.С одной стороны, существуют представления об А. как о божестве, лишенном каких-либо конкретных внешних черт; с другой стороны, иногда его представляют либо молодым красивым мужчиной, либо седым старцем; в одном из вариантов мифов он одет в кожаное одеяние, у него золотые подошвы, в его руке плеть, которой он высекает молнии. Во многих мифах А. и Афы отождествлены.В честь А. периодически устраивались моления; в жертву ему приносили животное (обычно корову) и вино.Лит.: Инал-ипа Ш. Д., О генезисе образа «Анцва» - верховного бога абхазов, «Известия Абхазского института языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа АН ГССР», 1974, т. 3. Л. А.
Значение слова АНЦВА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое АНЦВА
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012