('nt) в западносемитской мифологии богиня охоты и битвы. А. - дева-воительница, сестра и возлюбленная умирающего и воскресающего бога Балу (Алиййану-Балу, Баал-Хад-дада), дочь Илу и Ашеры. В Угарите А. имеет эпитет «невестка народа»: по-видимому, она считалась также возлюбленной смертного представителя предков угаритян. В угаритском цикле мифов о Балу А. активно помогает Балу в борьбе с его врагами, прежде всего Муту и Йамму. Когда Балу гибнет, убитый Муту, скорбящая А. бродит в поисках его тела и затем погребает его на горе Цапану. Она мстит Муту, разрубает, сжигает и мелет подобно зерну его тело, развеивает его по полю, после чего Балу возвращается к жизни. А. борется и с другими разрушительными силами, такими, как Латану (см. ЛЕВИАФАН ), ради плодородия и жизни. А. предстает как жестокая и необузданная богиня (ср. егип. Сехмет, шумер. Инанна). Известен эпизод мифа о том, как она предавалась веселью, учинив кровопролитную расправу над бесчисленным количеством «мужей востока и запада» и, не удовлетворившись этим, обратила свой гнев на гостей, которые были у нее на пиру (успокоившись, она совершила омовение). Владычица зверей и птиц, А. губит Акхата, не пожелавшего отдать ей чудесный лук. А. является посредницей между Балу и Илу: угрозами и восхвалением она добилась от последнего разрешения на постройку дома для Балу.В доиудаистическом пантеоне древних евреев А. - супруга Йахве (см. ЙЕВО ). А. вошла также в египетский пантеон как супруга Сета (с которым египтяне отождествляли Балу). По египетским источникам известны мифы (видимо, палестинского происхождения) о священном соитии Сета и А.; о том, как Гор (возможно, соответствовавший западносемитскому Ас-тару) запечатал лоно у А. и Астарты, а Сет снял печать; о том, что А. и Астарта были отданы в жены Сету богом солнца Ра (западносемитский Шамшу?). А. почиталась также на Кипре.Черты А. и Астарты позднее слились в образе Атаргатчс. Образ А., вероятно, лежал также в основе представлений об Аззанатконе - богине, почитавшейся в Дура-Европос и отождествлявшейся с Артемидой и Минервой. В эллинистический период А. отождествлялась с Афиной. Известны изображения А. с двумя парами крыльев (одна поднята, другая опущена), с рогами, растущими из лба, и солнечным диском между ними, кормящей двух отроков (богов?). И. Ш. Шифман.
Значение слова АНАТ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое АНАТ
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012