в мифологии узбеков и других народов Хорезмского оазиса покровительница женщин и женских занятий. Жена Хаким-ата, а после его смерти - покровителя крупного рогатого скота Зенги-баба. Вне Хорезмского оазиса представления об А.-о. нечетки. Видимо, в основе образа А.-о. - авестийское божество плодородия Ардвисура Анахита. Сохранились мифы о долгих и безуспешных странствиях А.-о. в поисках сына Хубби-Ходжи (типичный сюжет мифа о божестве плодородия). (Хубби-Ходжа, которому приписывалась способность оживлять закланных и съеденных животных, утонувших людей, скрылся в водах Амударьи, устыдившись, что превзошел отца святостью. Считалось, что он регулирует режим Амударьи, покровительствует плавающим по ней.) К А.-о. обращались за помощью повитухи, знахарки, шаманки. Многие обряды, посвященные А.-о., связаны с водной стихией, Амударьей. На носах судов, плававших по Амударье, изображалась голова А.-о. С именем А.-о. связывается также возникновение обряда, призванного стимулировать произрастание посевов - изготовление весеннего кушанья из проросших пшеничных зерен (сумаляк).Лит.: Снесарев Г. П., Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма, М., 1969, с. 240-62. В. Б.
Значение слова АМБАР-ОНА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое АМБАР-ОНА
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012