( от др.-инд. a-diti - «несвязанность», «безграничность») в древнеиндийской мифологии женское божество, мать богов, составляющих класс адитьев. Уже в «Ригведе» упоминается около 80 раз (обычно с адитьями). А. призывают на рассвете, в полдень и на закате. Она связана со светом (РВ I 136, 33; IV 25, 3; VII 82, 10), Ушас - ее отражение (I 113, 19), у нее широкий путь (IX 74, 3); она заполняет воздушное пространство (X 65, 1-2), поддерживает небо и землю («Яджурведа»), отклоняет гнев богов, защищает от нужды, предоставляет убежище (РВ VIII 48, 2; X 36, 3-4; 66, 3-4 и др.). Физические черты в описании А. почти отсутствуют, зато иногда она характеризуется в самой широкой манере (ср. I 89, 10: А. - небо, А. - воздушное царство, А. - мать, она же - отец и сын..., А. - рожденное, А. - имеющее родиться... ср. АВ VII б, 7).А. включена в систему многообразных родственных связей. В «Ригведе» (X 72, 4-5), эпосе и пуранах А. - дочь Дакши. (третья) и, следовательно, сестра Дити (ср. a-diti : diti) и Дану - родоначальниц асур. В ведийский период обычно считалось, что у А. семь сыновей, причем седьмым нередко оказывался Индра. Иногда упоминается и восьмой сын - Мартанда (РВ Х 72, 8-9), отвергнутый А., он же прародитель смертных Вивасват (Шат.-бр. III), родившийся без рук и без ног. Позднее А. приписывается двенадцать сыновей и особенно подчеркивается роль Вишну, сына А. от Кашьяпы: Тваштар - ее одиннадцатый сын. Иногда А. характеризуется как мать царей. Нередки парадоксальные связи: А. - жена Вишну (Вадж.-самх. 29,60= Тайтт.-самх. 7, 5, ЯВ) при том, что в эпосе и пуранах она мать Вишну в аватаре карлика; А. - дочь Дакши и она же мать его; однажды («Атхарваведа») А. выступает как мать рудр, дочь васу и сестра адитьев (!). В «Атхарваведе» (VI 4,1) упоминаются и ее братья, А. (VII 6,2) призывается как великая мать благочестивых, как супруга риты.Другие мотивы связаны с отпущением грехов, освобождением от вины; именно об этом часто просят А. в молитвах. Нередко использование А. в космогонических спекуляциях, в частности при разных отождествлениях - с землей (РВ I 72,9; АВ XIII 1,38, и позже - Тайтт.-самх., Шат.-бр.), небом, небом и землей; а в ритуале - с коровой (РВ I 153,3; VIII 90,15; X 11, 1 и др.; Вадж.-самх. XIII 43, 49); ср. сопоставление земного Сомы с молоком А. в «Ригведе» (IX 96, 15).Мифологических сюжетов с участием А. мало, но и в них она всегда занимает периферийное положение (обычно в связи с адитьями). Ср. призыв А. к Вишну вернуть царство Индре и превращение Вишну в карлика («Вишну-пурана») или получение А. серег, взятых Индрой, в мифе о пахтанье океана («Матсья-пурана») и т. п. Видимо, может быть реконструирован сюжет, восходящий к основному древнеиндоевропейскому мифу о поединке громовержца и его противников (А. и семь сыновей, отвергнутый Мартанда и т. п.) и трансформированный в рассуждения космогонического и нравственного содержания; правдоподобно предположение о том, что имя А. заменяет утраченное имя персонажа более древнего мифа.Лит.: Hillebrandt A., ?ber die G?ttin Aditi, Breelau, 1876; Leumann Е., Die G?ttin Aditi und die vedische Astronomie, «Zeitschrift f?r Indologie und Iranistik». 1928, Bd в, S. 1- 13; Pandit М. P.. Aditi and other deities in the Veda, Madras, 1958. В. Н. Топоров.
Значение слова АДИТИ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое АДИТИ
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012