Абрасакс (? или ?), имя космологического существа в представлениях гностиков (1-3 вв., см. в ст. ХРИСТИАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ ). Согласно доктрине василидиан (одной из гностических сект - последователей Василида, 2 в., Сирия), А. - верховный глава небес и эонов, как бы совмещающий в своем лице их полноту. В системе Василида сумма числовых значений входящих в слово «А.» семи греческих букв (1+ +2+100+1+60+1+200) дает 365- число дней в году («целокупность мирового времени»), а также число небес («целокупность мирового пространства») и соответствующих небесам эонов («целокупность духовного мира»). «Космический» характер семерки (см. в ст. ЧИСЛА ) как общего числа букв подчеркивает придававшийся имени А. смысл некоего исчерпания моментов бытия, окончательной суммарности. Имя А. и его иконографический образ (существо с головой петуха, телом человека и змеями вместо ног), известный по изображениям на геммах-амулетах, имели распространение и за пределами христианского гностицизма, в культово-магическом обиходе позднеантичного синкретического язычества. В литературе 20 в. («Семь проповедей к мертвым» К. Г. Юнга, «Демиан» Г. Хессе) к символу А. обращались для выражения идеи высшего единства добрых и злых потенций человеческой души.Лит.: Dieterich А., Аbгахаs, Studien zur Religionsgeachichte des sp?tern Altertums, Lpz., 1891. С. А.
гностическое божество. Название гемм позднего древнего периода с изображением Абраксаса в виде мифического существа с человеческим телом, петушиной головой и змеями вместо ног. Рядом с изображением Абраксаса располагался ряд букв, несших определенное значение, часть которых составляла слово «Абраксас». В балете немецкого композитора Вернера фон Эгка по мотивам Мифа об Абраксасе темы Абраксаса и Фауста переплетаются.